И снова привет. После очередных внештатных каникул мы продолжаем занятия и уроки.

За труды и практику пользователи будут награждены особой медалькой "ученик недели":

http://s46.radikal.ru/i111/0909/07/4ed72586014f.gif

Мы уже касались темы цветов и оттенков (http://phocs.ru/viewtopic.php?id=10131 / http://phocs.ru/viewtopic.php?id=10135), но всегда есть возможность совершенствоваться, и на этой неделе мы продолжим тему цвета и управления оттенками. Возможно из Вас многие пользуются инстаграм и прочими примочками, но мы научимся этой техники и в фотошоп, на заметку пришел очень хороший урок.

Управление оттенками цвета цифровой фотографии в ФШ

Существует теория согласно которой нынешняя мода на испорченные фотки возникла из-за того, что людям не нравилось видеть себя и окружающий мир в фотографиях глубокого диапазона (HDR) и высокой четкости. Фото должно давать минимум информации, остальное фантазия достроит на базе зрительного опыта. Однако фотки с телефонов будучи весьма унылыми не радовали разнообразием, а улучшать их никакого смысла не было. Вероятно отсюда родилась идея испортить их еще больше, превратить недостаток в преимущество. Первенство в освоении обозначенного спроса принадлежит вовсе не флагманам компьютерной графики, а социальным сетям типа Хипстаматика и Инстаграм. Флагманы как видите до сих пор в стороне.

Данная статья нацелена на объяснение основных принципов управления оттенками изображения. Принципы довольно простые, но в многочисленных исполнениях заявок на художественную цветокоррекцию используются неуправляемые методы найденные очевидно методом не научного тыка. Научиться управлять процессом тонирования в принципе очень просто, сложности возникают из-за того, что каждая фотография характеризуется сугубо индивидуально, то есть начальные условия для цветокоррекции всегда и постоянно разные. В следствии чего не может существовать готовых инструкций и количественных параметров которые можно было бы повторять получая предсказуемый результат. Одинаковые параметры для разных фотографий дают разный результат, предсказать который невозможно.

Однако уяснив основные принципы можно научиться управлять любыми начальными условиями получая то, что именно и было задумано.

Теория

В природе цвет это непрерывный спектр частот излучаемый или отражаемый физическими телами в пространстве. Каждый атом вещества излучает строго определенный набор частот который невозможно воспроизвести отличным от данного атома атомом. Можно записать спектр частот освещенного солнцем песка, но воспроизвести его без солнца и точно такого же песка невозможно. Поэтому для воспроизведения цвета человек изобрел способы обмана зрения. Глазу подсовываются похожие спектры порожденные совсем другими веществами на экране монитора или листе фотобумаги и мы видим песок под солнцем.

Основа такого обмана это разложение всего спектра видимых цветов на несколько областей с явно доминирующим цветом. Например на красную, зеленую и синюю области. Red, Green, Blue, или RGB. Аналогично устроено зрение человека. В сетчатке глаза кроме чувствительных только к яркости клеток (палочек) имеются три сорта клеток (колбочек) каждый из которых наиболее чувствителен в своей зоне спектра - красной, зеленой и синей.

http://i066.radikal.ru/1210/7e/c34892b06f5c.jpg

Аддитивная модель цвета. Основные цвета - красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue); дополнительные цвета - желтый (Yellow), розовый (Magenta), голубой (Cyan). Каждая пара основных цветов дает один дополнительный. Все три основных цвета дают белый. Основной цвет в сочетании с дополнительным называется комплементарной парой: Красный комплементарен голубому, зеленый - розовому, синий - желтому. В свою очередь дополнительные пары цветов будучи смешаны дадут основной: розовый и желтый - красный; голубой и желтый - зеленый; розовый и голубой - синий. Ниже представлена субтрактивная модель цвета.

http://i018.radikal.ru/1210/59/a5e7938679f6.jpg

Профессионалы не говорят "розовый" и "голубой", видимо опасаются подозрений в ориентации, они говорят в транслитерации: маджента и циан.
Так вот, установив яркость трех основных цветов и смешав их в пространстве мы получаем ощущение белого. Теперь если уменьшать яркость одного из трех, мы увидим противоположный ослабленному цвету оттенок. В терминах нормализации где 1 это максимум, 0 это минимум, а все остальное между 1 и 0, белым будет считаться цвет где: R=1, G=1, B=1. Теперь ослабив красный до 0.65 мы увидим голубой оттенок вместо белого. Это очевидно даже на словах: красного стало меньше, следовательно спектры зеленой и синей зоны проявились, смешались и дали ощущение голубого оттенка. Упала и интегральная яркость, которая воспринимается тоже как цвет.

http://s57.radikal.ru/i156/1210/9c/caf98d95d961.jpg

Фотографическое изображение состоит из пигментов трех дополнительных цветов (желтый, розовый, голубой, CMY), полиграфическое из четырех - добавляется черный, обозначенный буквой K. Обычное цифровое изображение в компьютере состоит из трех обычных черно-белых изображений каждое из которых обозначает яркости привязанного к нему цвета. Никакой жесткой связи между пикселами канала и цветов не существует, в пикселах никакой информации о цвете не существует, пикселы это просто уровни (числа) указывающие насколько ярким будет связанный с этим пикселом цвет. Вы можете в два счета поменять черно-белые каналы местами и ФШ не возразит.

http://i002.radikal.ru/1210/30/43c4c83284d1.jpg

Практика

В качестве подопытных животных я намерен использовать уже использованные в качестве исходников и отмеченные как ничьи фотографии в статьях по цветокоррекции, чтобы вы могли сравнить цену и ценность разных подходов. И результат, конечно. Не все ли равно откуда мне брать фотку девушек. А без них никак. Итак, вот что делается в один щелчок мыши в диалоге настройки яркостей выбранного канала. Ровно одного канала, ровно один щелчок:

http://s019.radikal.ru/i636/1210/0a/9186bc4e48cf.jpg
http://s017.radikal.ru/i438/1210/5d/eb11e8870089.jpg
http://s45.radikal.ru/i109/1210/38/73d66ddc8779.jpg

Уже модно, а пока только один канал и ни одного дополнительного узла.

В этом месте надо объяснить кое-что. Почему Curves. Потому что это визуальное средство регулирования отношений между тональностями. Ближайший аналог - Levels, но там ровно три ползуна обозначающих светлые участки, средние и темные. В диалоге Кривые можно добавить 14 штук, или всего будет 16. Повышаем модность на базе имеющихся настроек. Попросту меняем их немного. В одном случае добавляем настройку еще в один канал.

http://i065.radikal.ru/1210/99/5b50df0e3b33.jpg
http://s019.radikal.ru/i623/1210/03/c7f27c635023.gif
http://s019.radikal.ru/i637/1210/7b/6052d2ce94f8.jpg

Нетрудно заметить что нижний снимок уже идет по пути ванилизации. Придется сосредоточиться на каждом стиле, поскольку показывать настройки кривых надо по всем 4-м каналам. В смысле 3 цветоразностных (каналы R-G-B и 1 композитный, то есть общий для всех (канал RGB). Итак, давайте дованилим его:

http://s017.radikal.ru/i436/1210/a4/871ae1f9ddb4.jpg

Вот что значат эти графики на языке дизайнера: 1) в синем канале уменьшить желтого в темных участках и добавить желтого в светлые участки, из средних тонов желтого немного убрать. 2) Добавить в светлые тона розового, который смешавшись с желтым даст что? См. схему выше. Правильно - красный. Но поскольку желтого явно больше, то получится оранжевый. Затем ослабить зеленый в тенях, а значит они тоже порозовеют. 3) В красном канале делать нечего 4) В композитном канале настраиваем раздельно яркости для светлых и для темных участков изображения, то есть попросту добиваемся приемлемой яркости и контраста.

Напомню что над изображением в слое Фон лежит ровно один корректирующий слой Curves снимки настроек которого и показаны вместе с результатом влияния оных. Никаких solid color слоев, selective colors, brightness'ов и тп. Доработаем холодную "ваниль":

http://s001.radikal.ru/i193/1210/ff/391557383c56.jpg

Надо ли описывать на словах действия изображенных графиков? Лучше попробуйте это сделать сами, получится, потому что очевидно же. Зеленые девушки:

http://s54.radikal.ru/i145/1210/cd/0272074f8d11.jpg

Зеленый и желто-зеленый цвет самый яркий для человеческого восприятия. Поэтому в зеленых тонах светлый характер изображения не смотрится, и кстати обратите внимание что в композите почти никаких изменений, а ведь оригинальная фотка темненькая. Собрав все использованные настройки я получил коллекцию вариантов модной обработки с помощью одного-единственного средства: Curves.

http://s019.radikal.ru/i639/1210/b5/2611b1628242.jpg

Разумеется фотка выбранная читателем для мучений может оказаться не такой подходящей как я выбрал, и потребуется первым делом прибить насыщенность (что в кривых сделать можно, но сложно), приглушить явно яркие цвета и все такое. В этом случае легко комбинировать корректирующие слои типа Selective Colors и Hue\Saturation которые идут как вспомогательные и как правило лежат ниже Curves.

Однако цель данного урока - показать самую основу манипуляций с оттенками цвета, поэтому больше примеров не будет, урок окончен.

Автор урока: Juvenile Ocean 

Задание недели - разобраться с Curves и обработать (ванилизировать) свои фотографии !!!