Обратимся к выбору объектива - тому самому устройству, которое обеспечивает попадание изображения на матрицу или на пленку (кто чем пользуется). Особенно это важно при покупке камеры с несменным объективом, так называемыми цифрокомпактами.
1.Качественная оптика — это главное условие получения качественного снимка. Через плохой объектив вы хорошей картинки не получите. Само собой, в оптике должно использоваться стекло, камеры с пластиковыми линзами исключите из рассмотрения сразу и безоговорочно.
2.Следующим, на мой взгляд, условием выбора объектива является его зумирование, т.е. оптический "наезд" на предмет. Эти параметры камеры определяются коэффициентом кратности зумирования, иначе говоря восколько раз объектив увеличит попадаемое на матрицу изображение. Стандартный коэфициэнт - 3х, 4х кратный оптический зум :!: Обратите внимание, что речь идет именно об оптическом, а не о цифровом зумировании («digital zoom»). Цифровой зум это не больше чем програмное увеличение части кадра, и как правило это происходит с потерей качества фото. Цифровой зум может присутствовать в цифровой камере как второстепенная функция, но не в коем случае не основная. :!:
Для зеркальной камеры вопрос объектива важен, но не столь принципиален: поскольку объектив можно купить позже, или сначала купить попроще и подешевле, а потом заменить текущий на более дорогой и качественный.
Некоторые особенности выбора объектива (для зеркальных камер)
Многие фотолюбители считают, что основным критерием при выборе объектива является резкость. Так ли это на самом деле и какие важные особенности необходимо учесть при выборе объектива? Давайте попробуем в этом разобраться.
Перед покупкой объектива нужно определить критерии его выбора. Такие субъективные оценки как удобство использования, внешний вид, универсальность объектива являются очень важными, но они не поддаются измерению и оценке.
Необходимо также учитывать и другие параметры, которые можно проверить:
1. Резкость объектива
2. Светосила объектива (величина F/2.8 меньше, чем F/5.6, а чем меньше число f, тем лучше)
3. Минимальная дистанция фокусировки
4. Количество и тип элементов объектива
5. Возможность использования только с пленочными, только с цифровыми камерами или с камерами обеих типов (объективы, созданные специально для использования с цифровыми камерами, не всегда совместимы с пленочными)
6. Lens Flare (эффект попадания солнечного света в объектив камеры - блик)
7. Количество хроматических аберраций
8. Боке (часть изображения, оказавшаяся не в фокусе на фотографии)
9. Виньетирование (затемнение по краю изображения)
10. Вес объектива
11. Конструкция объектива и стандарты сборки
12. Скорость фокусировки
13. Стабилизация изображения
14. Эргономика
15.Цена
Теперь остановимся более детально на каждом параметре и возможности его оценки.
1. Резкость. Как можно проверить этот параметр? Нужно прикрепить газету на стену и осветить ее с обеих сторон с помощью двух мощных ламп. Поставьте свою камеру на штатив и выставьте экспозицию согласно шкале расстояния на объективе или, используя автофокус. Выставьте минимальную выдержку, возможную в данных условиях освещенности и выберете самую большую диафрагму (меньшее значение числа F). Потом сделайте несколько снимков с разными диафрагмами, чтобы сравнить результаты.
Теперь сравните изображения в 100% увеличении. Обратите внимание на уровень резкости в центре изображения и по краям кадра. Даже не очень качественные объективы обеспечивают хорошую резкость в центре снимка и размытость по краям. Сравните результаты с разными диафрагмами. Они будут отличаться.
Таким способом Вы сможете оценить резкость Вашего объектива.
2. Светосила объектива - параметр, который очень важен при съемке в условиях плохой освещенности. Большая светосила является также показателем высокого качества объектива. Большинство производителей используют наилучшую оптику в своих объективах. Если у Вас есть возможность, рекомендуем купить объектив с большой светосилой. Нужно учитывать также то, что объективы с постоянным значением диафрагмы (например, объектив Sigma 300-800 со светосилой F/5.6 на любом фокусном расстоянии) превосходят объективы со сменной диафрагмой, когда светосила объектива меняется вместе с фокусным расстоянием.
3. Минимальная дистанция фокусировки. Этот параметр очень важен при выборе объектива, но только Вы можете знать, какое минимальное расстояние Вам понадобится для съемки. Как правило, объективы высокого качества имеют достаточно маленькую минимальную дистанцию фокусировки, но не всегда. Чтобы проверить минимальную дистанцию фокусировки, измерьте расстояние между фокальной плоскостью объектива и объектом съемки. Производители не всегда предоставляют точные данные.
4. Элементы объектива. Эффективность работы объектива непосредственно зависит от материала, из которого сделаны его элементы. Использование низкодисперсионного стекла в объективах уменьшает хроматическую аберрацию, которая негативно влияет на контрастность и резкость изображения.
Апохроматические и асферические элементы уменьшают искажения и придают изображению контрастность и резкость. Чем больше таких элементов в объективе, тем лучше. В данном случае Вам придется поверить производителю, поскольку Вы не сможете разобрать объектив, чтобы проверить наличие в нем тех или иных элементов.
5. Объективы для цифровых камер совместимы не со всеми цифровыми камерами и абсолютно несовместимы с пленочными камерами. Перед тем, как купить объектив, проверьте, можно ли его использовать с Вашей камерой. Некоторые объективы будут работать только с цифровыми камерами с матрицей формата APS. Такие объективы можно также использовать и с пленочными полнокадровыми камерами. В то же время они не совместимы с полнокадровыми цифровыми зеркальными камерами. Поэтому, если Вы снимаете как цифровой, так и пленочной камерой, не используйте объективы, предназначенные только для цифровых камер.
6. Lens Flare. Это блики, которые возникают на изображениях, полученных при контровом освещении. Эффект lens flare не заметен в окуляре видоискателя и приводит к уменьшению контрастности. Профессиональные объективы имеют специальное покрытие или насадки для подавления эффекта lens flare.
Протестировать объектив можно, сфотографировав объект при контровом освещении.
7. Хроматическая аберрация. Это дефект в виде цветовой окантовки или ореола, возникающего вокруг контрастных объектов характерен для объективов с низкодисперсионным стеклом. При этом изображение выглядит недостаточно ярким. Этот дефект легче заметить при использовании больших диафрагм.
Проверить объектив на хроматическую аберрацию можно, сделав несколько снимков на открытой местности, сфокусировавшись на высококонтрастном объекте. Хроматическую аберрацию можно увидеть при увеличении отпечатка.
Все объективы имеют хроматическую аберрацию. Этот дефект Вы можете скорректировать в Photoshop или, используя профессиональный объектив, при этом коррекция является минимальной.
8. Боке. Термин, описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. Характеристики боке можно определить через диски нерезкости. Вне зоны фокуса каждая светлая точка становится диском. Сделайте несколько снимков с зеленью или лесом на расстоянии не меньше 4.5 метров от камеры. Теперь посмотрите на задний план снимка: если Вы видите диск с яркими краями, это означает, что у Вашего объектива плохое боке. Этот параметр является очень субъективным и в этом случае, чем больше светосила объектива, тем лучше боке.
9. Виньетирование. Этот параметр объектива можно проверить, сделав несколько снимков неба на открытом воздухе. На изображении, сделанном с помощью объектива с хорошими характеристиками виньетирования, освещение должно быть одинаковым по всей площади снимка.
10. Вес объектива - это параметр, который можно проверить очень просто. Вам нужно сравнить по весу объектив с другими, таким образом Вы сможете выбрать наиболее легкий объектив данной категории.
11. Конструкция объектива и стандарты сборки являются критериями, которые помогут Вам определить прочность и долговечность Вашего будущего объектива. Дешевые пластиковые объективы уступают объективам из магниевого сплава. Объективы с металлическим байонетом не деформируются, чего нельзя сказать о пластиковых байонетах. Герметические объективы менее восприимчивы к негативному воздействию пыли и влажности, чем негерметические объективы.
Если объектив кажется дешевым, таким он скорее всего и есть. Объектив не должен быть тяжелым, он должен быть прочным и отвечать стандартам сборки. Именно эти критерии лежат в основе качества объектива.
12. Скорость фокусировки является очень важным параметром для некоторых сюжетов съемки. Поскольку большинство 35-мм пленочных фотообъективов оснащены системой автофокусировки, хочется, чтобы объектив фокусировался быстро и точно. Для проверки этого параметра Вам нужно сделать несколько снимком с объективом, который Вы тестируете. В этом случае Вам понадобится помощник, который будет засекать время с помощью секундомера. Настройте в камере сигнал, который будет сообщать, что камера полностью сфокусировалась. Помощник должен включить секундомер одновременно с нажатием кнопки для начала фокусировки. Остановите секундомер, когда услышите сигнал. Время от нажатия кнопки спуска до сигнала и есть скорость автофокусировки. Чем меньше времени необходимо для фокусировки, тем лучше.
13. Система стабилизация изображения более характерна для профессиональных объективов. Если Вы используете длиннофокусный 300 мм объектив, стабилизация изображения является очень важным параметром. Но не все системы стабилизации одинаковые. Например, объективы Canon имеет три версии системы стабилизации, объективы Nikon - две. Для стабилизации изображения используются также штативы. Поэтому перед тем, как купить объектив с системой стабилизации изображения, проверьте, как она работает.
14. Эргономика проявляется в удобстве использования объектива. Легко ли поворачиваются фокусировочные кольца? Удобно ли лежит объектив в руках? Можете ли Вы легко поворачивать поляризационный светофильтр, когда на объектив прикреплена бленда? Все эти вопросы очень важны при тестировании объектива, а от ответов зависит качество снимков, сделанных с помощью этого объектива.
15. Цена является одним из определяющих факторов для каждого фотографа. Рекомендуем сравнить все вышеупомянутые критерии и сопоставить каждый с ценой. Объектив с тремя элементами из низкодисперсионного стекла стоит намного больше, чем такой же с одним элементом. Возможно, в таком случае для Вашего типа фотографий оптимальным вариантом станет объектив с двумя элементами из низкодисперсионного стекла.
Рекомендуем всегда критично относиться к цене. Вы должны знать, за что Вы платите и что Вам нужно от объектива.
Выводы
Перед тем, как выбрать объектив, рекомендуем внимательно изучить каждый его параметр и со всем этим багажом знаний сделать оптимальный выбор.