Ветер бывает разный
Природные эффекты на воде
Добавим света
Да будет дождь, да будет снег!
Эффектный туман

Искусственная радуга

Можно ли управлять погодой? Безусловно, можно. И ничего сложного в этом нет. Правда, это касается погоды, а точнее природных явлений, запечатленных на снимках. На фотографии достаточно просто чистое небо превратить в пасмурное и полное грозовых туч, а солнечный день сменить на поздний вечер. Или же на снимке, изображающем штиль на море, создать настоящий шторм — изобразить бушующие волны и срывающий все на своем пути ветер. По вашему желанию может пойти дождь или пушистый снег, в мгновение ока осветятся таинственные подземелья и засверкают брызги прибоя, из ничего возникнет туман или появится радуга. В общем, перечислять возможные воздействия на запечатленную природу можно достаточно долго. Но ближе к делу. Итак, какими же возможностями мы располагаем?

Ветер бывает разный

Имитацию ветра можно создать с помощью одного из двух имеющихся фильтров (за основу возьмем рис. 1).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/1.jpg
Это фильтры Wind: Filter→Stylize→Wind (Фильтр→Стилизация→Ветер) — рис. 2
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/2.jpg
и Twirl: Filter→Distort→Twirl (Фильтр→Искажение→Вихрь) — рис. 3.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/3.jpg
Названия фильтров говорят сами за себя. Первый из них создает ветер разной направленности и силы, а второй — настоящий тайфун.

Природные эффекты на воде

А теперь обратимся к водной стихии. Для передачи волнения на воде можно использовать три фильтра: Wave, Ocean Ripple и Ripple. Фильтры Wave и Ripple применяются для получения эффектов на поверхности воды, а фильтр Ocean Ripple — на глубине. Порядок действий при работе с фильтрами Ripple и Ocean Ripple довольно прост. Достаточно открыть изображение и наложить фильтр: Filter→Distort→Ripple (Фильтр→Искажение→Рябь) — рис. 4
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/4.jpg
или Filter→Distort→Ocean Ripple (Фильтр→Искажение→«Океанская дрожь») — рис. 5.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/5.jpg

Фильтр Wave сложнее: здесь важно удачно установить длину, амплитуду и масштаб  волны. Для этого потребуется выбрать фильтр Filter→Distort→Wave (Фильтр→Искажение→Волна) и указать подходящие параметры волны (рис. 6).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/6.jpg
Наиболее похожие на настоящие волны можно создать, если последовательно перебирать случайные варианты формирования волн, щелкая на кнопке Randomize. Если взять за исходное изображение, помещенное на рис. 7,
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/7.jpg
то в результате можно получить бушующие волны, как на рис. 8.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/8.jpg

Естественно, что, наложив фильтр Wave на поверхность моря, для реалистичности изображения придется поднять ветер на верхнем фрагменте снимка (небо и горы) уже известным нам способом: Filter→Stylize→Wind (Фильтр→Стилизация→Ветер).

Добавим света

Один из фильтров программы Photoshop — Lighting Effects дает неплохую возможность внедрения искусственного источника света на фотографию: Filter→Render→Lighting Effects (Фильтр→Рендер→Эффект света). Его можно сравнить с обычным прожектором, фокус действия и интенсивность излучения которого могут быть больше или меньше, так же как и особенности характера лучей прожектора (например, пользователь устанавливает тип света, идущего от источника: более матовый или, наоборот, более яркий и т.д.).

Достаточно эффектно использование данного фильтра при работе с фотографиями, на которых изображены всевозможные гроты и пещеры (рис. 9),
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/9.jpg
подводные рифы, да, в принципе, любые подводные пейзажи.

Для наложения фильтра достаточно выбрать его: Filter→Render→Lighting Effects (Фильтр→Рендер→Эффект света), установить центр источника света и обзор освещения и выбрать параметры освещения (рис. 10).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/10.jpg
То что получилось рис. 11
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/11.jpg

Да будет дождь, да будет снег!

Для создания эффекта дождя и снега в Photoshop потребуются инструмент «Кисть» и фильтр «Размытие в движении». Если на исходной картинке изображен солнечный день, то вначале его следует сделать пасмурным, затем добавить немного облаков, а уже на последнем этапе сымитировать струи дождя (или хлопья снега). Данный эффект требует некоторого опыта и не всегда получается сразу, да и не на любой фотографии будет выглядеть удачно. Идея подобной реализации дождя и снега принадлежит Берту Монрою, преподавателю графики из университета Сан-Франциско.

Итак, приступим. За основу возьмем рис. 12.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/12.jpg

Сначала нужно сделать солнечный день пасмурным. Для этого следует выделить область неба и наложить фильтр Clouds: Filter→Render→Clouds (Фильтр→Рендер→Облака), предварительно выбрав подходящие основной и фоновой цвета; основной цвет должен по тону гармонировать с основным цветом неба на фотографии, а фоновый должен быть темно-серым; затем выбрать команду Image→Adjustments→Brightness/Contrast (Изображение→Регулировки→Яркость/Контраст) и переместить движки Brightness (Яркость) и Contrast (Контраст) на подходящие значения (в нашем варианте «–35» и «–25» соответственно).

Теперь нужно создать собственно дождь или снег. Это достаточно долгий и кропотливый процесс. Для начала создадим новый слой Layer1, сделав видимым и выбранным только его (все остальные слои должны быть невидимыми), — слой становится невидимым при удалении щелчком мыши значка глаза в палитре Layer.

Выберем основным цветом серовато-белый, чуть светлее тоном, нежели снег на снимке. Возьмем кисть в 1 пиксел и нарисуем на новом слое довольно большую область из редко расположенных точек, затем возьмем кисть в 3 пиксела и добавим еще несколько точек. Выделим небольшую область с точками (не всю созданную, а лишь ее часть) инструментом «Прямоугольная область» и запомним образец: Edit→Define Pattern (Редактирование→Определить образец).

Создадим новый слой Layer2, сделаем видимым только его и зальем всю область запомненным образцом: Edit→Fill (Редактирование→Залить), указав только что созданный узор в качестве фона для заливки. Применим к Layer2 фильтр Motion Blur: Filter→Blur→Motion Blur (Фильтр→Размытие→Размытие в движении), подобрав параметры размытия (рис. 13).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/13.jpg
При этом следует помнить, что значение параметра Distance (Дистанция) должно быть небольшим — 5-9.

Вернемся на Layer1 (с исходными точками), сделаем видимым только его; выделим в прямоугольную область другую группу из ранее нарисованных точек и также запомним ее в качестве образца: Edit→Define Pattern (Редактирование→Определить образец). Создадим новый слой Layer3, сделаем видимым только его; зальем весь слой последним образцом и наложим на всю область фильтр Motion Blur: Filter→Blur→Motion Blur (Фильтр→Размытие→Размытие в движении), немного изменив параметр Distance.

Возможно, что операцию по копированию образца, созданию нового слоя, заливки слоя последним образцом и его размытия придется повторить еще пару раз — это зависит от того, насколько сильный снег (или дождь) вы хотите получить. Но при этом после работы с очередным слоем точек каждый раз можно превращать все слои в видимые и анализировать, достаточен эффект или нет.

В конечном счете потребуется удалить слой с исходными точками — Layer1; сделать видимыми все оставшиеся слои и выполнить их сведение (рис. 14).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/14.jpg

Эффектный туман

Стоит признать, что четких и однозначных приемов создания тумана не существует. Есть основа, от которой отталкиваются дизайнеры (примеры разнообразных вариантов создания тумана можно найти на различных сайтах в Сети), а затем все уже зависит от их вкуса и фантазии, а также качества конкретной фотографии. Особенно сложно получить слоеный туман или клочки тумана. Мы рассмотрим, как создать мягкий «классический» туман, взяв за основу рис. 15.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/15.jpg
Естественно, что наиболее эффектно добавлять туман на фотографии, где изображена река, озеро или другой водоем.

Итак, создадим новый слой Layer1. Задача этого слоя — осветлить снимок, причем осветлить неравномерно, ведь туман обычно где-то гуще, где-то слабее. Применим фильтр Clouds: Filter→Render→Clouds (Фильтр→Рендер→Облака), предварительно подобрав в качестве основного и фонового цветов голубовато-серый и белый (конкретные тона и оттенки, конечно, определяются особенностями снимка). В параметрах Layer1 установим значение непрозрачности 20-50% (степень непрозрачности также зависит от конкретного изображения, в нашем примере она равна 47%).

Создадим новый слой Layer2. Он потребуется нам, чтобы создать эффект, что вблизи от смотрящего туман слабее, а вдали (особенно на дальнем конце реки  или озера) намного гуще. Выберем в качестве основного и фонового цветов черный и белый и наложим на Layer2 градиент с мутностью примерно в 50% и непрозрачностью слоя порядка 30-50% (в нашем случае 34%). В качестве режима смешивания в слое должен быть выбран Screen («Экран»). Естественно, что удачный вариант получится не сразу, а после неоднократных попыток воспользоваться градиентом. При этом, работая с градиентом, следует учитывать, что самая светлая часть на изображении  должна находиться на заднем плане картинки (в данном случае в правом верхнем углу).

Все дальнейшие успехи будут определяться уже вашими способностями. Хорошо было бы придать искусственному туману большую неоднородность. Потребуется создать новый слой Layer3 и нарисовать на нем в качестве основы крупной кисточкой подходящим тоном несколько пятен-линий, расположенных несимметрично. Затем придется последовательно выделять небольшие фрагменты пятен-линий и применять к ним фильтр Twirl: Filter→Distort→Twirl (Фильтр→Искажение→Вихрь). После этого нужно провести общее размытие тумана в движении: Filter→Blur→Motion Blur (Фильтр→Размытие→Размытие в движении), установив параметры по своему усмотрению (в нашем случае Angle (Искажение) составляет –12, а Distance (Дистанция) равна 80). В итоге наряду с основным будут созданы еще три дополнительных слоя (рис. 16),
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/16.jpg
а полученный шедевр будет выглядеть, как на рис. 17.
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/17.jpg
На последнем этапе нужно свести все слои.

Искусственная радуга

При имитации данного природного эффекта самое главное — правильно подобрать исходное изображение. Способ создания радуги широко известен в Сети, его автор — Расселл Браун. Экспериментировать будем на экзотическом снимке с пальмами (рис. 18).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/18.jpg

Одной из важнейших задач при имитации радуги является создание подходящего градиента, так как ни один из имеющихся в программе для этой цели не подходит. Для этого нужно выбрать градиент, открыть палитру градиентов и выбрать в ней черно-белый градиент. На его основе следует создать новый градиент — Black, White (рис. 19).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/19.jpg

Затем приступаем к настройке цветов созданного градиента, так как черно-белый градиент для радуги не подойдет. Для этого нужно щелкнуть на окне палитры градиентов (при выбранном, естественно, новом градиенте) — откроется окно градиентного редактора (рис. 20).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/20.jpg

Теперь, последовательно передвигая маркеры цветовых пауз и устанавливая нужные цвета (если двигаться слева направо, то черный, красный, желтый, зеленый и черный), вам предстоит добиться подходящего варианта градиента (рис. 21).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/21.jpg

После этого следует вернуться к снимку, создать новый слой Layer1 (сделайте видимым только его) и на нем подходящим образом изобразить радугу, работая радиальным градиентом. Затем нужно применить фильтр Gaussian Blur: Filter→Blur→Gaussian Blur (Фильтр→Размытие→Размытие по Гауссу), чтобы имитация выглядела более естественной (рис. 22).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/22.jpg

После этого уменьшите непрозрачность уровня Layer1 до 21% и сделайте видимым фон. Выполните сведение слоев — и картинка готова (рис. 23).
http://compress.ru/Archive/CP/2002/12/38/23.jpg

Отредактировано Juliett78 (2008-06-03 13:55:18)