Коль скоро речь идет об основах, то нельзя не описать, что собственно представляют собой фильтры в Photoshop. Грубо говоря, модуль программы, который выполняет определенный набор функций (в зависимости от своего предназначения) и изменяет содержимое активного слоя в соответствии с ними. Фильтрами также носят названия «плагины» (plugins), поскольку вы можете устанавливать и удалять их, без участия фотошоп. Чаще всего любой плагин копирует файл с расширением 8.bf в соответствующую папку Photoshop.
В версии CS3 у нас в наличии имеются 13 категорий и 110 фильтров (кто не верит, можете пересчитать 

Условно их можно разделить на две категории:
1. Фильтры коррекции
2. Деструктивные фильтры
Те, что относятся к первой группе позволяют решить дефекты на вашем изображении, в то время как вторая группа позволяет создавать различные художественные эффекты

Увеличение резкости на изображении

Фильтры повышающие резкость изображения работают по принципу увеличения контрастности смежных пикселей (Filter >Sharpen (Фильтр >Резкость)

Sharpen Edges - один из самых простых способов увеличение резкости на граней, без потери качества в виде появления нежелательного шума.
Sharpen More - данный фильтр как и предыдущий работает без дополнительных настроек, только в данном случае он увеличивает контрастность между всеми пикселями на изображении. Не эффективен на больших изображениях
Unsharp Mask - запустив данный фильтр перед нашими глазами открывается диалоговое окно в тремя слайдерами. Amount - позволяет управлять количеством граней, у которых будет увеличена резкость.

Smart sharpen
Этот фильтр внес новый стандарт увеличения резкости изображения. Следует отметить, что Smart Sharpen унаследовал у Unsharp Mask настройки Amount и Radius, однако имеет существенно больше возможностей.
Smart Sharpen имеет два режима работы это базовый режим (Basic) и Расширенный (Advanced).
В базовом режиме у нас доступны:

• Amount – усиление резкости за счет увеличения контрастности граней объектов. Photoshop сравнивает два пиксела и затемняет темный и осветляет яркий. Это позволяет видеть грани более четкими. Чем больше значение Amount тем более контрастными будут грани.
• Radius – определяет ширину области, на которой будет произведено увеличение контрастности граней посредством Amount.
Казалось бы, куда проще поставить на максимум оба ползунка и охватить все изображение, но… не все так просто. Как вы понимаете, разные фотографии имеют разную степень распределения светлых и темных тонов. Поэтому установка на всех изображений одинаковых значений Radius и Amount теряет смысл, всегда нужно искать баланс, по поводу поиска баланса, позволю себе дать вам некоторые советы:

1. Изображение с видимыми гранями – на изображениях, у которых грани четко различимы, рекомендую вам использовать большие значения Radius (между 10 и 20) и низкие значения Amount (коло 15-30). Обычно я начинаю проверять такое изображение посредством установки значения 20 для обоих параметров и только потом начинаю экспериментировать.

2. Другой случай – если изображение не содержит видимых граней, тогда используйте низкие значения Radius (между .5 и 1.5) и высокими значениями Amount (между 75 и 200). С такими изображениями я начинаю работу с установки Amount на 100 а Radius на 1, затем провожу корректировку Radius пока изображение не станет выглядеть естественно и только потом работаю с Amount пока не найду приемлемый результат.

Увеличение резкости это скорее искусство чем наука, поскольку то что вы видите на экране далеко не то же самое, что получится на печати и содержит не то количество деталей, которые видим мы на экране. Такое отличие при печати напрямую связано с типом используемого принтера, бумаги. Например при распечатывании на газетной бумаге изображение становится менее четким по сравнению с экранным, в то же время струйные принтеры позволяют добиться хорошей четкости очень близкой к экранной. И последний совет – всегда при увеличении резкости смотрите на изображение в 100% режиме масштабирования.

• Remove – данное меню предлагает вам воспользоваться одной из трех методик

• Gaussian Blur – при выборе данного пункта в раскрывающемся списке, увеличение резкости будет выполнено точно также как это сделал бы фильтр Unsharp Mask. Ореол получающийся на гранях изображения после применения данной методике больше чем при применение Lens Blur Я использую данную методику только когда для меня скорость важнее качества.

• Lens Blur – данный метод позволяет получить меньший по размерам ореол, что позволяет использовать большие значения Amount и Radius прежде чем этот ореол станет явным. Соответственно данный способ я применяю, когда качество приоритетнее скорости.

• Motion Blur – данный способ обычно применяется для устранения эффекта движения на фотография. Чтобы успешно применить данную методику вам нужно определить угол движения камеры в момент съемки, если вам удастся сделать это, то Photoshop постарается минимизировать этот эффект наиболее эффективно. Справедливости ради следует отметить, что больших надежд возлагать на данную методику не стоит. Если изображение пострадало сильно от эффекта движения, то существенных результатов добиться не получиться.

• More Accurate – данная настройка увеличивает резкость изображения посредством двойного «прохода», что в конечном итоге увеличивает ореол на гранях и делает резкость более заметной. Нетрудно догадаться, что для преобразования данным способом потребуется больше времени. Также следует сказать, что данный способ не рекомендуется применять для изображений, которые в дальнейшем будут сохраняться в JPG формате поскольку будут появляться лишние артефакты. Также лучше применять данный способ на изображениях, у которых грани ярко выражены.

Переключитесь в расширенный режим работы, установив флажок Advanced. В диалоговом окне появится 3 вкладки: Sharpen, Shadow и Highlight.

Вкладки Shadow/Highlight

Переключитесь в расширенный режим работы, установив флажок Advanced. В диалоговом окне появится 3 вкладки: Sharpen, Shadow и Highlight.
Вкладки Shadow/Highlight

Вкладка Sharpen содержит настройки отвечающие за эффект резкости, в то время как вкладки Shadow и Highlight определяют интенсивность увеличения резкости в разных областях изображения, первая вкладка отвечает за темные участки на изображении, вторая за светлые. Обе вкладки содержат одинаковое название настроек:

• Fade Amount – позволяет уменьшить действие эффекта резкости создаваемого фильтром Smart Sharpen. Действует также, как если бы вы применили на отдельном слое этот фильтр, существенно увеличили резкость, а потом начали уменьшать непрозрачность слоя.

• Tonal Width – определяет диапазон теней, который будет рассматриваться как темные или светлые участки и соответственно диапазон областей, в которых эффект резкости будет уменьшен. Низкие значения Fade Amount ограничивают действие фильтра только самыми темными и самыми яркими участками, в то время как большие значения позволяют применить эффект к средним тонам.

• Radius – при использовании Fade Amount фотошоп попытается смешать эффект уменьшения на объектах с окружающей их областью, в результате чего увеличение резкости будет не таким заметным как хотелось бы. Чтобы этого избежать, после настройки Fade Amount и Tonal Width, переходит к работе с ползунком Radius, который определяет размер области смешивания.
Эти настройки будут вам полезны, когда при увеличении резкости появляется шум в темных участках изображений.
Во вкладке Shadow я начинаю с установки Fade Amount на 100% а Radius что-то в районе 3-4. Затем я провожу настройку Tonal Width пока шум не начнет увеличиваться и наконец занимаюсь Fade Amount и Radius.

Если на вашем изображении есть грубые участки или нежелательный шум, то возможно неплохим вариантом выхода из положение будет их размытие. Для этого помимо инструмента Blur (Размытие) у нас имеется ряд следующих фильтров:

Average (Среднее) - данный фильтр не дает возможности применить какие либо настройки. Он высчитывает среднее значений изображения или выделенной области и производит заполнение им. Может быть полезным для размытия областей с большим количеством шума.

Blur (Размытие) - также работает без настроек, производит размытие пикселей.

Blur More (Размытие +) - обеспечивает заметно большее размытие чем классический Blur (размытие).

Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) - позволяет управлять радиусом для более точного размытия.

Lens Blur (Размытие линзы) - позволяет получить эффект, как будто вы делали снимок камерой.

Motion blur (Размытие в движении) – позволяет наложить эффект движущегося объекта.

Radial blur (Радиальное размытие) – закручивает выбранный участок.

Smart Blur (Умное размытие) – позволяет задавать каким образом фотошоп будет применять размытия к краям.

ox blur (Размытие по рамке) – фильтр не сильно отличается по результатам своей работы от Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), однако его скорость работы в 3-4 раза выше. Возможно на маленьком изображении вы и не почувствуете разницы, но попробоуйте поработать с высоким разрешением? А с группой файлов?  Но конечно не все так просто, и было бы глупо оставлять в таком случае Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), если бы результаты были полностью идентичны и отличались лишь по скорости. В частности на высококонтрастных изображениях результат будет отличаться.

Shape Blur (Размытие по фигуре) - размывает изображение в соответствии с выбранной формой. Единственное где я применял данный фильтр - это при создании текстовых эффектах и на высококонтрастных изображениях.

Surface Blur (Размытие по поверхности) - создает эффект иллюстрации. Если на ровных поверхностях появляется шум, то лучше удалить его именно этим фильтром.

Ослабление эффекта в Photoshop

Иногда случается так, что вы не хотите полностью применять эффект к той или иной части изображения, на этот случай у нас есть возможность уменьшить действие эффекта и соответствующая команда Fade (ослабить) в меню Edit (Редактирование). Не стоит забывать, что у данной функции есть предварительный просмотр результата, что несомненно довольно удобно. Из опций настроек доступны параметры Opacity (Непрозрачность) и режимы смешивания как у слоев. Таким образом мы имеем в наличии своеобразный слой коррекции примененного эффекта. Данная команда распространяется на многие операции (рисование кистью, применение фильтров, цветокоррекция и т.д.). Обратите внимание, что опция появляется только после проведения той или иной операции и вызывается помимо меню клавиатурным сочетанием Ctrl+Shift+F .

Рендеринг

Фильтры данной группы (Filter >Render) уже из названия подразумевают, что будут создавать что-то из ничего  Вот почему они производит спец.эффекты на вашем изображении от освещения до облаков

Clouds (Облака) - позволяет в несколько щелчков мыши создать эффект облаков. Базируется на цветах переднего и заднего плана. Пользователи Photoshop со стажем наверняка не раз создавали эффекты с помощью данного фильтра, так как облака генерируются случайным образом. Обратите внимание, что для более релаистичного создания облаков, необходимо удерживать клавишу Alt при применении фильтра.
Difference Clouds (Облака с наложением) - создает более выраженный эффект по сравнению с первым фильтром, создающим облака. Если применить фильтр несколько раз, то изображение становится похоже на мрамор
Lens Flare (Блик) - создает эффект блика яркого, как при съемке камерой напротив солнца. Здесь мы имеем в настройках различные виды линз, которые позволяют подобрать эффект под свои требования.

Lighting Effects (Эффекты освещения) – позволяет наложить 16 различных световых эффектов - поистине сильный инструмент для работы.

Шумящие фильтры

Фильтры группы Noise (Шум) служат в первую очередь для устранения следов пыли и царапин на изображениях. Пожалуй единственным исключением в данном случае является Add Noise (Добавить шум). Он добавляет зернистость на изображения, как на телевизоре у которого нет синего экрана. В частности де его можно применить. Опуская возможность использования в различных эффектах, следует отметить, что он может пригодится при увеличении изображения. Как вы понимаете в этом действии есть одна проблема - изображение становится размытым. Одним и выходов из положения является добавления шума, с чем успешно и справляется Add Noise (Добавить Шум). Естественно не стоит считать это "сильнодействующим средством", но немного поправить положение хватит.

Dust & Scratches (Пыль и царапины) – является достаточно эффективным средством при восстановлении старых фотографий, позволяет избавиться от царапин и мелкого шума. Лучше использовать как применение к отдельным участкам, а не в целом на изображении.

Median (Срединный) – обычно используется в паре с фильтром Despeckle (Убрать пятна) с помощью которого можно удалить муар от сканирования.

Reduce Noise (Снизить уровень шума) – позволяет с помощью гибки настроек подавлять шумы на изображении.