Ежедневно человек сталкивается со множеством факторов внешней среды, воздействующих на него. Одним из таких факторов, оказывающее сильное влияние, является цвет.
С точки зрения физики, цвет – это различное число колебаний световых волн данного источника света, воспринимаемых нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Каждому цвету соответствует определенный диапазон длин волн.  Человек с нормальным цветовым зрением при сопоставлении различно окрашенных предметов или источников света может распознавать (будучи внимательным) большое количество цветов.
Так, натренированный глаз может различать около 150 оттенков цветового тона, по насыщенности – около 25, по светлоте – от 64 при высокой освещенности и до 20 – при пониженной.
Но кроме физического воздействия на организм человека, цвет влияет еще и на психологическом уровне, а также является носителем информации, которую мы непроизвольно считываем. Он может притягивать и отталкивать, успокаивать и возбуждать, побуждать к действию и останавливать, предупреждать, вызывать приятные и радостные ассоциации или повергать человека в грусть…
Цвет – сильное оружие в умелых руках. Именно поэтому важно уметь правильно пользоваться им.
Изучать цвет человек стал с того момента, как впервые увидели осознал его, С глубокой древности человеку было свойственно выражать свои чувства, отношения и идеи с помощью цвета. Так основными цветами для первобытных людей были красный, белый и черный.
Красный – цвет жизни, любви, огня, а также крови, символ гнева и мести.
http://s44.radikal.ru/i103/0810/ba/5c78d87ce0b1.jpg

Белый – Симов чистоты, невинности, божественности.
http://photohost.ru/t/600/400/409818.jpg

Черный – печали, траура, смерти, зла.
http://basik.ru/images/black_colour/42.jpg

Правда, следует отметить, что в различных культурах, у различных народов, семантика цвета может разительно отличаться. Так, черный, символизирующий на западе смерть, на востоке вовсе не является цветом печали и траура. Напротив, на востоке символов смерти является белый цвет, как символ перехода из одного состояния в другое.
В эпоху Возрождения, век высокого искусства, вопросами цвета активно занимался Леонардо да Винчи. Он первый создал стройную систему оттенков, и установил, что их многообразие, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Из всех существующих он выделил шесть простых: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный.
Полтора века спустя 23-летний Исаак Ньютон при помощи солнечной призмы и стекла преломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Всем известно, что в радуге семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Но Ньютон выделил всего три основных колора: красный, желтый, и синий, из которых получаются остальные промежуточные цвета.
В 1810 году Иоганн Вольфганг Гете опубликовал «Труд о природе цвета», занимающий 1400 страниц. По этому поводу всем известный немецкий поэт высказывается так: «Всему, чего я достиг как поэт, я не придаю никакого значения…».
Цветовой круг Гете, в отличии от семицветного круга Ньютона, состоял из шести цветов. Если Ньютон рассматривал цвет с точки зрения физики этого явления, то Гете подошел к изучению комплексно, с учетом физиологического и психологического аспекта. Он открыл феномен контраста. Так, опытным путем он установил, что объект желтого цвета имеет фиолетовую тень, красный – зеленую, оранжевый – голубую. На основе этих трех пар контрастных Гете получил шестицветный круг, в котором противоположные (дополнительные) цвета находились друг напротив друга. Его цветовой круг становится наглядным пособием для живописцев.
http://www.rudolf-steiner.ru/a1/pic/757.gif

Следует сказать, что в различных практических областях используются различные цветовые модели. Они построены на двух совершенно разных принципах смешения цветов.
1. Слагательный (аддитивный) метод смешения цветов (рис. 1). Цвет является образованием нескольких источников света. Основные цвета этой модели – красный, зеленый и синий (RGB). Так, белый – это смешение этих трех цветов, черный – признак их отсутствия. При слагательном смешении двух цветов двух основных цветов получается промежуточный оттенок . Из красного и зеленого получается желтый, зеленого синего – голубой, синий и красный дают пурпурный. Этот принцип смешения цветов используется в телевизорах и мониторах компьютеров.
http://s42.radikal.ru/i097/0810/c9/3f1c45c3ea0b.jpg

2. Вычитательное (субъективное) смешение цветов (рис. 2). Окончательный цвет получается в результате вычитания нескольких цветов из луча белого света. При смешении максимальных значений всех трех компонентов должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски (нулевые значения составляющих) образуется белый цвет (белая бумага). Смешение равных значений трех компонентов даст оттенки серого. Наглядной моделью этого метода является цветовой круг Гете. Данная модель - основная для полиграфии. Красный, синий, желтый цвета составляют так называемую полиграфическую триаду, и при печати этими красками большая часть видимого цветового спектра может быть воспроизведена на бумаге. Однако реальные цвета имеют примеси, их цвет не соответствует теоретическому. Смешение трех основных красок вместо черного цвета дает грязно-коричневый. По упомянутым причинам в число основных полиграфических красок (и в модель) внесена черная. Она добавила последнюю букву в названии CMYK (Cyan, Magenta, Yellow+BlacK).
http://s47.radikal.ru/i117/0810/bd/61fa2b9507b0.jpg

12-сегментный цветовой круг.

http://s58.radikal.ru/i161/0810/fb/b521150fd3cb.jpg

Основными цветами этого круга являются красный, желтый, голубой. Они лежат на вершинах равностороннего треугольника (основная триада)   http://s42.radikal.ru/i097/0810/53/0552e9817428.jpg

В традиционной цветовой теории именно эти цвета не могут быть получены посредством комбинации других цветов. А вот благодаря смешению основных цветов можно получить вторичную триаду: оранжевый, зеленый и фиолетовый  http://s46.radikal.ru/i114/0810/ee/2cd0e1e19a92.jpg

Если же смешать цвета первичной триады с близлежащими цветами из вторичной триады, то получаться промежуточные оттенки, образующие дополнительные триады: красно-оранжевый, желто-зеленый,  синий, желто-оранжевый(золотистый), зелено-голубой(бирюзовый), пурпурный.
Все цвета в спектре характеризуются цветовым тоном, который определяет место цвета в спектре. Это главная характеристика цвета. Оттенки, отличающиеся различной цветностью называют хроматическими (цветными). Черный и белый, а также вся градация серых, не имеют цветового тона. Группу черно-белых цветов называют ахроматическим (бесцветными)
Цвета с максимальной насыщенностью – спектральные, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона). Светлота цвета (она же относительная яркость) - это положение цвета на шкале от белого до черного
http://s39.radikal.ru/i085/0810/3c/e3bbd7767223.jpg
Различают также т.н. ломанные цвета: это чистые спектральные тона с добавлением какого-либо цвета (любого спектрального или серого оттенка). Так, например,  с добавлением ко всем цветам спектра красного палитра становится теплее и темнее: желтый становится более мягким и глубоким, зеленый приобретает теплый коричневый оттенок, синий становится менее насыщенным и т.д. А при добавлении желтого все цвета светлеют и становятся более насыщенными.
Каждый цвет, кроме основной, имеет еще две характеристики: насыщенность и светлоту.
Насыщенность цвета – это степень удаленности цвета от серого той же светлоты
http://s47.radikal.ru/i116/0810/06/cbe225a8aa11.jpg

Цвета с максимальной насыщенностью – спектральные, минимальная насыщенность дает полную ахроматику (отсутствие цветового тона). Светлота цвета (она же относительная яркость) - это положение цвета на шкале от белого до черного
http://s49.radikal.ru/i124/0810/04/ad6e1bc87725.jpg

Характеризуется словами «темный», «светлый».
Оттенки одного цвета различной светлоты называют монохромными
http://s40.radikal.ru/i089/0810/7f/28faa988ebd2.jpg

Это цвета, лежащие в одном секторе круга.
Все цвета спектра разделяются на теплые и холодные. К теплым относятся те, что находятся в промежутке от красного до зеленого, к холодным – от зеленого до пурпурного. Зеленый и пурпурный – пограничные цвета. Они будут тем теплее, чем больше в них будет желтого и красного, соответственно.
Однако стоит помнить, что все эти характеристики относительны и применимы только к чистым спектральным цветам.

Основные принципы цветовой гармонии.

При работе с цветами ваше цель должна заключаться в создании гармонии. Вообще гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятное ощущение (музыка, поэзия ит.д.). Цветовая гармония в дизайне – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные чувства и ощущения.
1)Цветовая гармония, построенная на основе одного цвета – «монохромная»: создается путем комбинирования одного чистого цвета с его светлыми и темными оттенками и тонами. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений
http://i057.radikal.ru/0810/d0/2c4d42e788ad.jpg   http://s58.radikal.ru/i159/0810/85/f18fc3411fe6.jpg

2)Цветовая гармония, построенная на основе двух цветов – «противоположная»
http://i067.radikal.ru/0810/e2/4a941d99b758.jpg

(дополнительная): создается посредством использования любых двух цветов, которые расположены точно друг напротив друга на цветовом круге.  Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так как противоположные цвета очень контрастны по отношению друг к другу. Это позволяет одному цвету дополнять другой цвет таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.
http://s42.radikal.ru/i097/0810/0a/89cf1e6c3c69.jpg  http://i076.radikal.ru/0810/99/5b2b9c66f3e2.jpg

3)Цветовая гармония, построенная на основе трех цветов – «аналогичная» 
http://s57.radikal.ru/i155/0810/c7/1f254218e22b.jpg

достигается благодаря использованию любых трех цветов, находящихся рядом на цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид.
http://s41.radikal.ru/i093/0810/58/a916f49985cf.jpg  http://i060.radikal.ru/0810/2f/953365ff418a.jpg

Трехцветная гармония – «триада»
http://s48.radikal.ru/i119/0810/0c/5d555c3c1c94.jpg

создается путем использования трех цветов, которые лежат на равном расстоянии друг от друга в круге. Она также демонстрирует очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильно создания.
http://s55.radikal.ru/i149/0810/ba/1c5edb794596.jpg

«Гармония равнобедренного треугольника»
http://s61.radikal.ru/i174/0810/68/b4657922eaba.jpg

достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительными. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов.
http://s43.radikal.ru/i102/0810/17/7e7e1414cd6f.jpg

Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.
Один и тот же цвет будет восприниматься по-разному, если в первом случае окажется на фоне более светлого и яркого цвета, а во втором – на фоне более темного. На черном или темном фоне цветовой фон воспринимается менее насыщенным и, наоборот, на белом или светлом фоне – более насыщенным
http://s41.radikal.ru/i091/0810/c9/89f6406f293a.jpg

На черном цветовом фоне цвета кажутся более яркими, нежели на сером
http://s50.radikal.ru/i130/0810/a6/d64d5efc58b5.jpg

Также восприятие цветов меняется на границе двух смежных цветовых пятен. Например, желтый цвет на границе соприкосновения с красным цветом приобретает зеленоватый оттенок, а в отдалении от красного эффект ослабевает

http://s56.radikal.ru/i154/0810/51/82070017b52e.jpg

На возникновение пограничного контраста влияет площадь реагирующего поля. Если она мала по отношению к окружающему, пограничного контраста не возникает.
Надеюсь этот небольшой курс теории по цвету поможет вам в создании ваших работ :flirt:

Отредактировано Fatum (2008-10-21 18:11:56)