Старая поговорка гласит: снимок делает не камера, а тот, кто за ней стоит. Говоря иначе, не важно, сколько денег потрачено на фотооборудование. Если вы не знаете, как им пользоваться или не понимаете, из чего складывается художественная фотография, тогда вероятность того, что вам удастся сделать хорошие снимки, не очень велика. Лучше затратить какое то время на развитие в себе чувства "видеть снимок", чем постоянно улучшать свою камеру в соответствии с последними разработками фотооборудования. Но при этом стоит учесть, что хорошее оборудование в руках компетентного фотографа и использование верных приемов, несомненно, повышает шансы получить снимки хорошего качества. Поэтому покупайте все самое лучшее из того, что вы можете себе позволить.
Фотокамера - это наиболее важная часть оборудования, необходимого для фотографии ню.
Для использования в студии камеры со вспышками важно, чтобы на ней была предусмотрена система их подключения. Идеальный выбор - встроенное гнездо для подсоединения кабеля, синхронизирующего включение вспышек, либо независимый адаптер, который может быть использован для их синхронизации. Если ни один из способов не доступен, тогда для синхронизации вспомогательных источников света можно использовать небольшую вспышку, закрепленную на камере.
Объективы, которые наиболее подходят для съемок обнаженной натуры, обычно можно найти в середине линейки длиннофокусных типов, а также среди телефотообъективов.
Существует множество ситуаций, когда дневного освещения оказывается недостаточно, и тогда для того, чтобы дополнить или заместить его, требуется источник искусственного света. Здесь можно использовать несколько способов: лампы накаливания, портативные или студийные лампы-вспышки.
Задники и опора
Удачное фото ню слагается из трех важных компонентов. Главным является модель и ее поза, определяющие композицию снимка. Другая слагаемая успеха - освещение, создающее настроение. Третий компонент - часто недооцениваемый, - это задник, на фоне которого все и происходит.
Задник играет важную роль в формировании настроения снимка. К примеру, снимок обнаженной натуры на фоне белого задника произведет совсем другое впечатление, чем такое же фото, но на черном фоне. Иногда задник играет менее значительную роль. В иных случаях он может стать доминирующей частью снимка, так же как и опора - другой важный элемент композиции. В любом случае этим деталям следует уделить внимание.
Поработайте над мизансценой, убрав из кадра все лишние детали, которые не работают на образ. Это особенно важно при съемках в домашнем интерьере и на открытом воздухе. Хорошее вложение средств - приобретение набора рулонов черной, белой и цветной бумаги для работы в студии. Для этой цели существуют задники с различной гладкой и узорчатой фактурой. В качестве задников можно использовать относительно недорогие парашютные купола, либо такие как есть, либо раскрасив их в технике "узелковый батик".
Первые шаги
Самая большая проблема для фотографа, начинающего работать в стиле ню, - это поиск тех, кто согласится сниматься обнаженными.
Первое, о чем стоит подумать еще до начала поисков модели - это вопрос доверия к вам как к фотографу. Вы желаете, чтобы кто-то разделся для вас и разрешил запечатлеть себя на пленке. Но и этот кто-то, в свою очередь, хочет быть уверенным в том, что в вашем лице он имеет дело по крайней мере с компетентным фотографом. Небольшая подборка (портфолио) ваших снимков поможет убедить потенциальную модель, что ваши цели серьезны, правда, при соблюдении одного правила - использовать для этого лишь самые лучшие из своих работ. Если у вас нет опыта фотографирования людей, тогда сначала поработайте в жанре фотопортрета и моды. И вот когда у вас появится опыт работы с моделью, тогда вы сможете приступать к работе с обнаженной натурой.
Непрофессиональные модели
Этот термин ни в коей мере не носит уничижительного характера - многие непрофессиональные модели столь же опытны и умелы, как и профессиональные. Их единственное отличие заключается в том, что непрофессиональные модели не зарабатывают себе на жизнь, позируя. Многие фотографы ню начинали со съемок знакомых и родственников, своих девушек, жен или договаривались через своих друзей с их знакомыми, которые проявляли интерес к позированию. Фотоклубы часто организуют практические фотосессии, и это прекрасная возможность для новичка найти модель и познакомиться со студийным освещением и этикой съемки. Свои дивиденды может принести и случайная встреча, так будьте к ней готовы, имея визитные карточки, которые можно вручить потенциальной модели.
Профессиональные модели
Найти для работы профессиональных моделей, особенно дорогостоящих, довольно просто. Для этого существует несколько путей, в зависимости от вашего бюджета. В большинстве студий есть списки моделей, которых можно нанимать на почасовую оплату. Эта система дает прекрасные возможности работать с моделью либо индивидуально, либо в группе (чтобы снизить расходы) - как для начинающих, так и для опытных фотографов.
Модельные агентства также склонны предоставлять своих девушек в распоряжение профессиональных фотографов, однако для любителей их модели часто слишком дороги. Для того, кто уже снискал себе репутацию мастера, важным фактором поиска новых моделей становится умение хорошо говорить.
Поиск места съемки
Для начинающего фотографа с ограниченным бюджетом поиск места его первой съемки обнаженной модели может стать нелегким делом. Один из вариантов - устроить съемочную площадку у себя дома или дома у друга, либо дома у модели. Комната с большим окном или оранжерея - это идеальное место для дневной фотосъемки. Такую домашнюю съемочную площадку можно признать вполне пригодной. Но в некоторых случаях потребует сменить мебель. Следует использовать комнаты, имеющие какую-нибудь особую деталь: деревянный полированный пол, ванную в викторианском стиле, библиотеку. В свободной комнате можно устроить самодельную домашнюю студию, используя для заднего фона драпировку или бумагу. Материалы для устройства заднего фона и базовый набор осветительной аппаратуры стоят сравнительно недорого и являются хорошим вложением средств, если вы намерены заниматься фотографией.
Уединенные сады также можно использовать для дневной съемки.
Другой путь - снять фотостудию с широким спектром электронной осветительной аппаратуры, стоек и опор, а также дополнительного оборудования. Иногда за дополнительную плату в студию могут доставить и более непривычное оборудование - фокусирующие насадки, ветродуи, дымогенератор.
Планирование съемки
Если вы знакомы с моделью, обсудите с ней на досуге детали предстоящей съемки. В идеале это следует сделать перед съемкой. Такие вопросы, как: дата, место, продолжительность съемки, гонорар (если он предусмотрен), использование конечной продукции и т.п. - можно обсудить вместе с идеями предполагаемых снимков.
Это дает фотографу возможность познакомить модель со своими предыдущими работами. А если и у нее будет с собой портфолио, вы сможете увидеть, как модель смотрится на снимках. У модели могут быть собственные предположения по поводу фотографий.
Хороший кадр - это результат сотрудничества между фотографом и моделью. Снимок значительно выиграет от любого взаимодействия.
Вам следует оговорить макияж модели.
Попросите ее не надевать тугой одежды перед съемкой - на коже могут остаться следы. Часто предварительная встреча оказывается невозможной, тогда оговорить все эти вопросы следует по телефону, электронной почте, либо через вашего посредника - модельное агентство, менеджера студии.
Знакомство с моделью
Настал день съемки, и вам предстоит встретиться с той, кого вы собираетесь фотографировать. В это время сильное беспокойство может испытывать и модель, снимающаяся впервые, и, разумеется, начинающий фотограф. Первые минуты контакты могут быть чрезвычайно важны, поэтому необходимо, чтобы фотограф продемонстрировал уверенность в себе и доброжелательное отношение к модели. Первая задача фотографа - заставить модель чувствовать себя комфортнее, чтобы она не была скована в присутствии постороннего.
Независимо от места встречи радужно поприветствуйте модель. Сделайте комплимент ее внешнему виду - похвалите прическу, одежду, макияж и т.п.
Высказывайте свое восхищение искренне, только тогда оно достигнет намеченной цели. Если вам не удалось заранее обсудить с моделью свой проект, объясните ей, чего бы вы от нее хотели.
Убедитесь, что модели показали, где она может раздеться, нанести макияж или поправить его. Как только это будет возможным, попросите ее полностью раздеться, оставив на теле лишь просторное платье или халат, чтобы следы от одежды исчезли к началу съемки.
Съемка
Очень важно, чтобы ваша модель не была скована, а легко и непринужденно вела себя перед камерой, способствуя получению естественных результатов. Всегда будьте учтивы и вежливы, но настойчивы в своих устремлениях, давая четкие инструкции относительно необходимой позы. Выражайтесь по возможности кратко и ясно.
Успех фотографии зависит от эффективного взаимодействия света, объекта съемки и окружающего пространства, создающих красивый образ, фиксируемый фотографом. На результат съемки может оказать влияние несметное число различных световых условий, формируемых комбинацией множества факторов: цвет света, его интенсивность, направление светового потока, контраст между ярко освещенными и затемненными областями.
Экспонирование
При съемке обнаженной натуры основное место на снимке обычно занимает модель. Поэтому при выборе выдержки большую роль играет цвет, тон и яркость ее кожи.
Обычно экспонирование в студии производится путем замера падающего света (то есть замеряется свет, падающий на модель) - отражательная способность объекта съемки не учитывается. Если цвет кожи у модели имеет средние оттенки, такие как коричневато-желтый, светло коричневый, слегка загорелый, то для получения правильного результата не требует проводить их особого измерения. Черная кожа или кожа темных оттенков не отражает так много света, как светлая кожа, поэтому здесь можно столкнуться с переэкспонированием.
Экспонирование под открытым небом обычно производится путем TTL-замера (то есть света, отраженного моделью), который автоматически компенсирует любые различия оттенков цвета кожи. Основные проблемы возникают, если существует большой контраст между кожей модели и задним фоном. В таких ситуациях неизбежным становится компромисс и оптимальным решением подобных проблем является точечный экспозамер.
Характер (или цвет) естественного освещения может быть очень разным - в зависимости от времени суток, погодных условий, времени года или географической широты. Однако при тщательном планировании съемки можно при любых условиях освещения получить красивые снимки.
Характер освещения в фотографии оценивают цветовой температурой, выражаемой в градусах Кельвина (К). Теплый, или красноватый свет, имеет низкую цветовую температуру, а холодный, или голубоватый - высокую.
Теплый ранний вечер летом или в начале осени, когда солнце висит низко и свет имеет роскошный золотистый цвет (3 500 К и ниже) - лучшее время для фотосъемки. Холодные, туманные и пасмурные дни неизменно дают более холодный свет (6 000 - 10 000 К). Здесь нужен утепляющий фильтр. При съемке на высоте или на снегу разумно использовать ультрафиолетовые фильтры.
Качество света и характер условий освещения могут оказать огромное влияние на результат съемок вне студии. В пасмурные дни часто получаются слабые, тусклые снимки, а в яркие солнечные - ни на что не годные, слишком контрастные фото. Качество света как понятие с трудом поддается описанию, его лучшее определение можно выразить так - это благоприятное сочетание всех действующих факторов: цвета, интенсивности, направления света и состояния окружающей среды. Приобретая опыт, фотографы учатся распознавать и максимально использовать свет хорошего качества. Немного легче поддается пониманию термин "условия освещения". Важны же они оба.
Возможно, наиболее легкими для работы условиями освещения являются ясные дни с легкой облачностью. Солнечный свет, отражаясь внутри облаков, становится мягким и ровным. Он напоминает свет софт-боксов и дает похожие результаты. Уровни яркости мягкого света вполне достаточны для хорошей экспозиции, а контрастность - сравнительно невысока, что приводит к снимкам с хорошей проработкой деталей на затененных и освещенных участках.
Рассеянный свет подобен мягкому, но встречается реже. Солнечный свет здесь может быть изначально ярок и силен, но затем перехвачен и трансформирован так, что он становится отраженным и более мягким. Хорошим примером этому может послужить тип света, который можно встретить в лесу, особенно весной, когда молодые листья ослабляют идущий сверху поток света. Другой пример рассеянного света, который фотограф может удачно использовать, - это свет, падающий через окно и отражаемый белыми стенами.
Часто причиной образования глубоких теней (особенно вокруг глаз, под носом и подбородком) или "выбитых" освещенных участков являются высококонтрастные световые условия, наблюдаемые в полдень. Под ярким солнцем модель начинает щуриться, поэтому ставьте ее лицом от солнца и используйте подсвечивающую вспышку или отражатели для нейтрализации теней, или же поставьте модель в другое, тоже хорошо освещенное, но все же чуть более затененное место.
Солнечный свет, освещающий модель сзади, может дать эффект в виде красивого ореола, если пользоваться им умело. Поставьте модель так, чтобы солнце не находилось прямо за ней, а его лучи не были направлены прямо в объектив. Для защиты от бликов пользуйтесь блендой либо разместите камеру не прямо, а под углом к солнечному свету. Правильную экспозицию обеспечит точечный замер по модели.
Естественный оконный свет
Окна обеспечивают отличную композицию, создавая раму, обрамляющую модель. Однако в подобных случаях при построении композиции снимка следует проявлять осторожность. Поскольку контрастность при такой съемке оказывается выше, чем ожидаешь, снимок может выйти силуэтным. Чем ближе к окну расположена модель, тем выше вероятность такого эффекта. Лучший способ избежать этого - снизить контрастность. Можно уменьшить свет, падающий снаружи, занавесив окно полупрозрачной бумагой или тюлем. А усилить освещенность комнаты поможет использование рефлекторов, отражающих дневной свет, который поступает от окна. Дополнительно освещенность можно усилить вспышкой, направив ее в сторону, что дает отраженный свет и все выглядит более естественно. Фотография с окном в кадре является наиболее трудным видом съемок, поскольку здесь фотограф вынужден учитывать, что имеет дело и с внешним, и с внутренним освещением. Уравновесить их поможет использование вспышки внутри комнаты.
Рано утром или на закате свет падает в комнату через окно под небольшим углом, и это можно использовать для создания утонченных снимков с различными теневыми узорами.
Освещение для "низкого ключа"
Тип освещения, используемый при съемке, может оказать огромное влияние на настроение запечатленной сцены. Есть два легко узнаваемых стиля освещения - "высокий ключ" и "низкий ключ". К последнему относят фотографии, где преобладают тени и темные тона. Это дает ощущение тайны и даже мрачных предчувствий. Обычно часть изображения закрывает тень, заставляя зрителя додумывать, что же там скрыто. Этот стиль подходит для фотографа ню, стремящегося создать художественный образ модели. Это особенно удается в одноцветной фотографии или на фото со сдержанной цветовой гаммой (только оттенки цвета кожи и т.п.).
В студии освещения для "низкого ключа" организуется в целом как передний свет, и наилучших результатов здесь можно достичь с минимумом аппаратуры.
Освещение для "высокого ключа"
Снимки в стиле "высокого ключа" ярко освещены, в них доминируют светлые тона. Все это вместе создает ощущение открытости, чистоты, света. Здесь, как правило, теряются детали ярко освещенных участков, а не теневых. Этот стиль подходит фотографу, стремящемуся подчеркнуть юность, красоту, девственную чистоту модели, а также для съемок светлокожих блондинок. Особенно популярны портреты с лицами, высвеченными до грани полного обесцвечивания, в результате чего кожа на них выглядит очень гладкой и белой, похожей на алебастр. Если у модели кожа недостаточно гладкая, снимок в "высоком ключе" может сотворить с ней чудо.
Чтобы сделать снимок в "высоком ключе", лучше всего использовать мягкий ровный свет, лучше рассеянный через легкий белый тент и/или отраженный экранами либо белыми стенами.
Ровный свет
Фотографы, работающие в жанре гламур, часто используют равномерное освещение, поскольку оно придает снимкам яркий, воздушный вид при почти полном, а порой и абсолютном отсутствии теней. Впрочем, при таком стиле освещения довольно часто снимки получаются несколько приукрашенными и композиционно не интересными, если только при их съемке не добавить световых эффектов, к примеру, подсветки волос. Хотя данный стиль и позволяет создать красивый, льстящий модели образ, подобные снимки мало что собой представляют в эмоциональном отношении. Поэтом обычно его не рекомендуется использовать фотографу, стремящемуся к созданию подлинно художественных образов.
Жесткий свет
Яркий, сильный, направленный свет по своим качествам является жестким и не прощающим ошибок. Но иногда и его можно использовать для съемки эффектных и необычных фотографий. Жесткий свет трудно контролировать, и стандартное решение здесь - это попытаться снизить контрастность, чтобы исход съемки стал более предсказуемым.
Освещение контура
Использование теневого либо светового контура модели может дать красивое и эффектное изображение форм обнаженной.
Прорисовка силуэта тела черным контуром может быть эффективным приемом фотографии ню. В этом случае предотвращается освещение контура тела. Наилучший способ достижения оптимального визуального эффекта - применение белого или светлого заднего плана. Модель ставят между двух черных экранов, а свет, лучше всего от софт-бокса, направляют на нее параллельно экранам.
Освещение сверху
Верхний свет, использованный здесь, направляют на объект сверху вниз прямо или под углом на фронтальную либо тыльную сторону тела модели.
Успех или неудача этой техники в большой мере зависят от позы, которую принимает модель.
Нижний свет
Нижний свет являет собой противоположность верхнему. Практика показывает, что эта техника лучше работает с лежащей моделью. Вертикальное освещение снизу может создать мрачный снимок, подобный кадрам из фильмов ужасов. Поэтому его полезно использовать только для создания спецэффектов, там, где требуется столь необычный тип подачи материала.
Боковой свет
Боковой свет - это еще одно поле для экспериментов при фотосъемке обнаженной натуры. Эта техника может дать интересное освещение объекта съемки и привести к хорошим результатам. Термин "боковой свет" означает здесь, что источник света установлен слева или справа от модели, а его направление образует прямой угол с прицельной линией камеры, хотя в действительности эта техника допускает некоторую свободу в расстановке оборудования.
Выбор поз
Как ни хороши были бы технические возможности фотографа и насколько бы богатым ни было его творческое воображение, в конечном счете фотография ню зависит прежде всего от способности модели хорошо позировать. Самая красивая композиция снимка окажется бесполезной, если модель примет неуклюжую или невыигрышную позу. Если перед камерой, независимо от причины, модель будет чувствовать себя дискомфортно, это станет неприятно заметным на снимке. Поэтому одна из важнейших слагаемых успеха фото ню - естественность поз моделей. Добиться этого совсем непросто. Начните с того, чтобы в вашем присутствии модель почувствовала себя раскованно, чтобы она поверила в вас как в фотографа, и тогда вы значительно продвинетесь на пути к достижению естественных поз, а в итоге получите и лучшие снимки.
Позы: сидя и на коленях
Фотосъемка модели в таких позах создает широкое поле для классической и художественной интерпретации.
Необходимо, чтобы спина сидящей модели оставалась прямой. Сутулая поза - это и опущенные вниз плечи, и неуклюжая посадка головы, и некрасиво выпяченный живот. Чтобы противостоять этому, попросите модель немного вытянуться вверх, сделать вдох и слегка отклониться назад. Тщательно выберите позу ног, убедившись, что она элегантна. Стопы, направленные в камеру, обычно выходят невыигрышно большими, а ступни - некрасивыми. Если модель сидит на стуле, скрещенные лодыжки смотрятся привлекательнее чем скрещенные в коленях ноги.
Сидя на корточках, модели часто с трудом могут надолго оставаться в принятой позе. Поэтому сначала убедитесь, что она расслабилась и ей удобно находиться в такой действительно трудной позиции, а затем уже снимайте.
Как можно чаще давайте модели отдохнуть, восстановить силы.
Вертикальные позы
Когда модель принимает вертикальные позы, она стоит либо не опираясь на какую-либо опору, либо прислонившись к ней, демонстрируя хорошую осанку и являя собой образец элегантности и грациозности.
Определение положения рук, ног и головы относительно тела очень важно - каждый из этих факторов играет ключевую роль в том, чтобы все линии снимка гармонировали. Очень важна форма ног. Ее отчасти можно контролировать работой икроножных мышц - привстав на цыпочки, модель может зрительно улучшить форму ног. Туфли на высоких каблуках дадут такой же эффект. Закидывание ноги на ногу зрительно улучшает форму бедер. Легкий поворот торса относительно нижней части туловища может зрительно улучшить форму тела, однако избегайте появления в этом месте складок, особенно в области талии и шеи. Раскованные, естественные позы часто более эффектны, чем вычурные и надуманные.
Делать снимки с идущей, бегущей или прыгающей моделью гораздо труднее, чем фотографировать статичные позы. Точно схватить момент, когда все элементы удачного снимка сходятся вместе, можно лишь благодаря терпению, посекундному расчету и удаче.
Вероятность успеха может быть значительно повышена, если вы дадите модели точные инструкции и несколько раз отработаете ее действия, прежде чем попробуете запечатлеть намеченный образ.
Определите точку съемки и, если это возможно, попросите модель еще раз в замедленном темпе совершить запланированное действие.
Лежа и откинувшись назад
Съемка отклонившихся назад обнаженных тел является, может быть, одним из самых сложных видов фотографии ню. Вы убедитесь, что самые простые формы работают здесь лучше всего.
Полагайтесь на сильные линии и формы, S-образные или диагональные, а руки и ноги размещайте так, чтобы они дополняли форму тела.
Особое внимание уделяйте положению рук, пальцев и стоп.
Большую роль может сыграть ваш выбор объектива и угла съемки. У средне- и длиннофокусной оптики есть свойство уменьшать искажение перспективы, в то время как "рыбий глаз" и широкоугольные объективы акцентируют отдельные части тела.
Руки и ноги
Неудачное положение рук и ног часто может испортить изначально хорошее фото ню. Поэтому при построении композиции снимка очень важно уделять особое внимание этим деталям. Как правило, руки должны быть расслабленными, их положение - естественным, а не одеревенелым, со сжатыми в кулаки пальцами (если только этого не требует характер снимка), поскольку такая зажатость может придать образу напряженность и нервозность. Пальцы рук и ног должны выглядеть чисто, элегантно, ногти - не быть поврежденными, на них должен быть свежий маникюр. Если на ногти нанесен лак, то это должно быть сделано хорошо, без трещин и сколов.
Обращайте внимание на то, чтобы в кадре не оказалось скрещенных или растопыренных пальцев, способных привлечь к себе внимание, отвлекая глаз от целостного восприятия снимка. Это особенно важно соблюдать там, где руки или ноги выполняют роль центра композиции, фокусирующего внимание. Ноги и лодыжки с вытянутыми вперед носками, как правило, выглядят лучше, чем плотно сидящие на земле стопы, образующие с ногой прямой угол. Поэтому всюду, где это возможно, просите модель тянуть носок или вставать на цыпочки. Стопы и пальцы должны грациозно продолжать линии ног, поэтому избегайте поз, в которых стопы направлены иначе.
Контролируйте положение пальцев ног, они не должны быть скрещены, скрючены, а большие пальцы всегда прижаты к остальным, а не оттопырены. Не стремитесь снимать ступни. Если стопы модели не особенно красивы, лучше их спрятать или сделать менее заметными на снимке.
Используя широкоформатный объектив, не стоит слишком приближать к камере руки и стопы модели, поскольку они получатся увеличенными и будут смотреться невыигрышно.
Позиции головы
То, как модель держит голову в данной конкретной позе, значительно влияет на конечный результат съемки, даже легкое изменение ее положения может полностью преобразить характер снимка. Впрочем, это тесно связано и с выражением лица, и с языком тела, которым пользуется модель.
Определите, будут или нет контактировать с камерой глаза модели. Отведенный в сторону взгляд, в отличие от прямого, не провоцирует визуальный контакт с моделью, а создает ощущение ее отрешенности. Поэтому он более подходит для классических поз, типичных для фото-арта. Исполненное уверенности положение головы, обращенной лицом к камере, часто оказывается лучше для поз гламурной фотографии. Держа голову высоко или глядя вверх, модель может иметь уверенный, царственный, высокомерный и даже подавляющий вид.