Режимы наложения - одна из базовых вещей в Фотошопе, которая используется во многих инструментах и командах. Именно математика, примененная в режимах наложения сделала Фотошоп лидером работы с растровой графикой. Потом режимы наложения стали практически стандартом де-факто для графических приложений, использующих слои (к примеру Painter, Corel PhotoPaint, Fireworks и др.)

Все режимы наложения слоев кроме normal используют специальные формулы вычисления, результаты которых видны на изображении.

В качестве картинки наложения (т.е. верхнего слоя) используем такую:

В качестве базовой картинки (т.е. нижний слой, цвет пикселей которого будем считать базовым) используем такую:

Далее приводится результат наложения этих двух слоев в разных режимах.

Нормальный (Normal). Alt+Shift+N

В сочетании со значением параметра Непрозрачность (Opacity), равным 100%, этот режим отображает каждый пиксель активного слоя в обычном виде, независимо от цвета расположенного под ним изображения. Когда значение Непрозрачность (Opacity) составляет менее 100%, цвет каждого пикселя в активном слое усредняется композитным пикселем слоев, расположенных под ним, в соответствии со значением Непрозрачности (Opacity).
Этот режим принят по умолчанию

Растворение (Dissolve). Alt+Shift+I
Результирующий цвет получается путем случайной подстановки базового или накладываемого цвета в зависимости от степени непрозрачности в каждой точке изображения. Наилучшие результаты этот режим дает при работе кистью или аэрографом, а также при значении непрозрачности (Opacity) слоя меньше 100%.
Пример работы режима, если параметр (Opacity) верхнего слоя равен 100%.

Пример работы режима, если параметр (Opacity) верхнего слоя равен 50%.

Этот режим похож на наложение прозрачного шума (noise) на верхнее изображение. Иначе эффект можно описать как создание сухой текстуры, похожей на известковую, имеющую цвет слоя смешения.
_____________________________________________________________

Замена темным (Darken). Alt+Shift+K
Считывается цветовая информация в каждом канале и из двух цветов (базового и накладываемого) выбирается более темный, он и становится результирующим. Т.е., если в этом режиме пиксели верхнего слоя темнее базовых, то они не изменяются, если светлее, то заменяются на пиксели нижнего слоя. По каналам результирующая картина складывается из наименее ярких значений пикселей по каждому каналу.

Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Режим Darken хорошо подходит для подчеркивания картинки верхнего слоя, как будто растворяющейся в нижнем.

Умножение (Multiply). Alt+Shift+M
Считывает цветовую информацию в каждом из каналов и умножает значение накладываемого цвета на значение базового цвета. Формула вычисления режима Multiply Z=(X*Y)/255, Где X - яркость пикселя верхнего слоя, Y - яркость пикселя нижнего слоя, Z - яркость результирующего пикселя. Яркость результата получается всегда меньше любого из взаимодействующих слоев. Режим похож на просмотр напросвет двух наложенных друг на друга слайдов.

Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Режим Multiply вместе с регулировкой Opacity незаменим для создания всякого рода теней.

Затемнение основы (Color Burn). Alt+Shift+B
Основан на применении инструмента Burn, имитирующего переэкспозицию, по всему слою. Он использует цвета активного слоя для уменьшения значений яркости. Соответственно, режим гораздо более интенсивен, особенно в тенях, чем Multiply. За счет этого результирующее изображение становится заметно насыщеннее по цвету. Режим Затемнение (Color Burn) порождает радикальный, высококонтрастный эффект.

Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
Пригодится для создания насыщенных, сочных деталей в коллажах, имитации эффектов, прожигающих (Burn) изображение.

Линейное затемнение (Linear Burn) Alt+Shift+A
Просматривает информацию о цвете в каждом канале и затемняет активный слой путем смешивания с композитным цветом, уменьшая яркость изображения. Режим Линейное затемнение (Linear Burn) диаметрально противоположен режиму Линейное отбеливание (Linear Dodge).

Нейтральный цвет - белый, наложение черного цвета дает черный.
____________________________________________________________

Замена светлым (Lighten). Alt+Shift+G
Режим, противоположный по действию режиму Darken. Считывается цветовая информация в каждом канале и из двух цветов (базового и накладываемого) выбирается более светлый (по каждому каналу отдельно!), он и становится результирующим. Т.е., если в этом режиме пиксели верхнего слоя светлее базовых, то они не изменяются, если темнее, то заменяются на пиксели нижнего слоя. По каналам результирующая картина складывается из наиболее ярких значений пикселей по каждому каналу.
[img]http://www.art-gu.ru/texts/files/db.0009/7light.jpg[img]
Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.
Режим Lighten хорошо подходит для подчеркивания картинки верхнего слоя, как будто растворяющейся в нижнем.

Осветление (Screen). Alt+Shift+S
Режим противоположный Multiply. Считывает цветовую информацию в каждом из каналов и перемножает инвертированные значения базового и накладываемого цветов. Формула вычисления режима Screen Z=255-(255-Х)*(255-Y)/255. Результирующий цвет всегда получается более светлым. Похож на просмотр слайдов с помощью двух слайдпроекторов, направленных на один экран. Поэтому, собственно, и называется Screen.

Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает белый.
Режим Screen подходит для имитации свечения, проникающего в изображение нижнего слоя и различного вида бликов.

Осветление основы (Color Dodge). Alt+Shift+D
Действие режима Color Dodge похоже на Screen, но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Основан на работе инструмента Dodge, который имитирует недодержку в фотографическом процессе.

Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.
Очень хорошо имитирует особо яркие вспышки типа молний и взрывов. Годится для совмещения с фоном контрастных изображений.

Линейное осветление (Linear Dodge) Alt+Shift+W
Просматривает информацию о цвете в каждом канале и отбеливает активный слой путем смешивания с композитным слоем, увеличивая яркость изображения. Режим Линейное отбеливание (Linear Dodge) диаметрально противоположен режиму Линейное затемнение (Linear Burn).

Нейтральный цвет - черный, наложение белого дает белый.
_____________________________________________________________

Перекрытие (Overlay). Alt+Shift+O
Формула вычисления результирующего цвета зависит от различия яркости пикселей накладываемых слоев. Если яркость пикселей нижнего слоя выше, чем верхнего, то для этих пикселей включается режим Осветление (Screen), если же яркость пикселей нижнего слоя меньше, чем верхнего, то включается режим Умножение (Multiply). Благодаря данному режиму интенсивность базовых темных цветов в получаемом изображении увеличивается, а базовых светлых уменьшается. Накладываемые цвета перекрывают существующие пиксели, сохраняя свет и тени базового цвета. Сам базовый цвет не заменяется, а смешивается с накладываемым цветом, передавая ему свою яркость или затененность.

Нейтральный цвет - 50% серый.
Используется для усиления малоконтрастных деталей изображения, подчеркивания границ или градаций цветов.

Мягкий свет (Soft Light). Alt+Shift+F
Формула вычисления результирующего цвета зависит (только) от яркости пикселей накладываемого слоя. Если яркость пикселей выше, чем у 50% нейтрального серого, то для этих пикселей имитируется работа инструмента Осветлитель(Dodge), если же яркость пикселей ниже, чем у 50% нейтрального серого, то имитируется работа инструмента Затемнитель (Burn). В результате нижний слой как бы подсвечивается верхним. Похож на полупрозрачный Overlay, имитирует освещение изображения мягким или рассеянным светом.

Нейтральный цвет - 50% серый. Рисование чистым белым или чистым черным цветом делает фрагменты изображения более светлыми или более темными, но при этом не позволяет получить чистый белый или чистый черный цвет.
Режим Soft Light подходит для формирования заднего плана, когда нужно мягко вписать объект в фон, не перебивая передний план, к примеру, проступание объекта через слой облаков.

Жесткий свет (Hard Light). Alt+Shift+H
Режим наложения похожего действия, как и Soft Light, но сильнее. Режимы Overlay и Hard Light обратны друг другу. Т.е., если яркость пикселей накладываемого слоя (источник света) выше, чем у 50% нейтрального серого, то для этих пикселей включается режим Осветление (Screen), если же яркость пикселей ниже, чем у 50% нейтрального серого, то включается режим Умножение (Multiply). Эффект подобен освещению изображения пучком яркого направленного света.

Нейтральный цвет - 50% серый. Наложение белого дает белый, наложение черного дает черный.
Классическое применение Hard Light - придание фону объема текстуры, имеющейся на накладываемом слое, позволяет также добавлять в изображение тени.

Вообще, три последних режима - Наложение (Overlay), Мягкий свет (Soft Light) и Жесткий свет (Hard Light) - дают похожий результат. Все они приводят к увеличению интенсивности темных цветов в активном слое и светлых цветов в композитных пикселях слоев, расположенных ниже. Но их эффект проявляется в различной степени. Режим Наложение (Overlay) благоволит к композитным пикселям, а Жесткий свет (Hard Light) - к пикселям активного слоя. (Фактически, эти два режима прямо противоположны.) Режим Мягкий свет (Soft Light) - это упрощенный вариант режима Жесткий свет (Hard Light), который приводит к эффекту снижения контрастности.

Можно посоветовать начинать с режима Наложение (Overlay) всякий раз, когда Вы хотите смешать активный слой с расположенными под ним слоями и создать "равномерную" смесь. Под этим подразумевается смешивание цветов без каких бы то ни было деталей каждого из слоев. Применив режим Наложение (Overlay), поварьируйте параметром Непрозрачность (Opacity) для улучшения видимости композитных пикселей. С практической точки зрения Наложение (Overlay) - это самый удобный режим смешивания Photoshop, поэтому его разумно применять первым.

Если Вы не можете достичь желаемого эффекта при небольших значениях параметра Непрозрачность (Opacity), переключитесь в режим Мягкий свет (Soft Light) и поэкспериментируйте с ним. Если же эффект использования режима Наложение (Overlay) при значении параметра Непрозрачность (Opacity) 100% кажется слишком незначительным, перейдите в режим Жесткий свет (Hard Light).

Яркий свет (Vivid Light) Alt+Shift+V
Работа режима основана на осветлении или затемнении активного цвета путем увеличения или уменьшения его контрастности в зависимости от композитного цвета. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50% серый, то изображение будет осветляться, пропорционально уменьшая контрастность. Если накладываемый цвет окажется темнее, чем 50% серый, то изображение будет затемняться, пропорционально увеличивая свою контрастность.

Нейтральный цвет - 50% серый.

Линейный свет (Linear Light) Alt+Shift+J
Работа режима основана на осветлении или затемнении активного цвета путем увеличения или уменьшения яркости в зависимости от композитного цвета. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50%-й серый, то изображение будет осветляться, пропорционально увеличивая яркость. Если накладываемый цвет окажется темнее, чем 50%-й серый, то изображение будет затемняться, пропорционально уменьшая свою яркость.

Нейтральный цвет - 50% серый.

Точечный свет (Pin Light) Alt+Shift+Z
Заменяет цвет пикселей активного слоя в зависимости от их яркости (по сравнению с 50% серым), и в зависимости от цвета композитных пикселей. Если накладываемый цвет (источник света) окажется светлее, чем 50%-й серый, то:
если активный пиксель темнее, чем композитный - то активный пиксель будет заменен базовым (композитным),
если активный пиксель светлее, чем композитный - то активный цвет станет результирующим;
Если накладываемый цвет (источник света) окажется темнее чем 50%-й серый, то:
если активный пиксель темнее, чем композитный - то активный цвет станет результирующим,
если активный пиксель светлее, чем композитный -то активный пиксель будет заменен базовым (композитным).

Нейтральный цвет - 50% серый.
Режим смешивания Точечный свет (Pin Light) является наиболее полезным для создания специфических эффектов.
___________________________________________________________

Разница (Difference). Alt+Shift+E
Работа режима основана на считывании цветовой информации в каждом канале и вычитании значений базового цвета из значения накладываемого цвета или наоборот в зависимости от того, какой цвет имеет большую яркость. (По сути, используется модуль.) Формула режима Difference Z=/(X-Y)/

Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает инвертированное изображение базового слоя.
Если накладываемые слои не слишком темные или светлые и при этом достаточно насыщены, могут получиться интересные эффекты.

Исключение (Exclusion). Alt+Shift+X
Работает как режим Difference, но для темных пиксели слоя наложения результирующий цвет становится серым. Там же, где цвета наложения светлые, базовый цвет инвертируется в соответствующей степени. При этом создается эффект снижения контрастности. Получаются более мягкие эффекты, чем режим Difference.

Нейтральный цвет - черный. Наложение белого цвета дает инвертированное изображение базового слоя.
______________________________________________________________

Цветовой тон (Hue). Alt+Shift+U
Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения цветового тона (H, Hue) пикселей активного слоя и берет значения насыщенности и яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.

Может использоваться при тонировании отражений и бликов на металлических предметах.

Насыщенность (Saturation). Alt+Shift+T
Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения насыщенности (S, Saturation) пикселей активного слоя и берет значения цветового тона и яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.

Если цвет наложения белый, серый или черный, то происходит преобразование цветных пикселей базового слоя в градации серого.
Обычно использование этого режима приводит к утонченным эффектам. Этот режим применяют обычно в сочетании с другими режимами смешивания. Может использоваться для повышения или снижения насыщенности цветов, подобно эффекту нанесения глянцевого или матового покрытия поверх изображения, или для прорисовки сложных бликов.

Цветность (Color). Alt+Shift+C
Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения цветового тона и насыщенности (H+S, Hue+Saturation) пикселей активного слоя и берет значение яркости базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.

Незаменим при раскрашивании фонового изображения в определенные цвета, расположенные на верхнем слое (т.е. используется активный слой для тонирования фона).

Свечение (Luminosity) Alt+Shift+Y
Режим используется в цветовой модели HSL для смешивания цветов активного слоя с композитным (базовым) цветом. В этом режиме результирующий цвет сохраняет значения яркости (L, Luminosity) пикселей активного слоя и берет значение цветового тона и насыщенности базовых пикселей. Особенность данного режима заключается в том, что он доступен только при работе с цветными изображениями.

Наложение белого дает белый, наложение черного дает черный.
Незаменим при обработке изображений, когда качество яркостной и цветовых составляющих изображений различно и их надо лучшим образом скомбинировать. Может использоваться для тонирования активного слоя фоном.