Что такое "бэкграунд", вы, конечно, знаете. Правильно, это фоновый рисунок. Microsoft почему-то назвала его обоями, но пусть этот перл останется на совести ребят из Ричмонда. Мне же больше нравится слово "подложка", которое и звучит приятнее, и точно передает суть дела.

А суть в том, что фоновые рисунки все чаще используются в компьютерном дизайне. Особенно в последнее время. Это связано, понятно, с Интернет. Из тех, у кого есть доступ к Сети, Web-страницу себе сегодня не заводит только ленивый. Причем большинство старается оформить ее покруче, а тут как раз без подложек не обойтись. Так что все чаще с ними возятся любители. Для них многие компании начали специальные программы построения подложек выпускать, но они обычно неудобны и слишком сложны по сравнению с микроскопическими творческими возможностями.

Профессиональные компьютерные художники тоже часто пользуются подложками, но обычно уделяют им не так уж много внимания. Возможно, это потому, что оформлением Web-страниц профессионалы пока явно не интересуются. Впрочем, основной прием построения подложек для экранной графики они применяют нередко.

Прием этот состоит в том, что для закраски большой по площади поверхности совсем не обязательно использовать такого же размера растровую карту. Можно взять небольшой образец и залить картинку, повторяя его нужное число раз по ширине и по высоте. Заливка по образцу позволяет обойтись меньшим объемом графических данных, практически не проигрывая в качестве дизайна. Неудивительно, что эта техника так широко используется в Интернет, где каждый лишний килобайт - непомерная обуза.

Проблема в том, что не так-то просто построить хороший, как принято говорить, "профессионального качества" образец для заливки подложек. Мало того, что тут надо и вкус применить, и правила композиции соблюсти, так еще и чисто технические мелочи жизнь отравляют. Поскольку образцы при заливке повторяются чисто механически, соединяясь край в край, в 90% случаев эти стыки отлично просматриваются.

Устранение стыков - задача между тем далеко не такая уж сложная. Прекрасная возможность упростить эту работу есть в Adobe Photoshop.

Первое, что предстоит сделать, - руководствуясь творческим замыслом, выбрать фотографию для образца, которым будет выполняться заливка. Обычно используется не вся фотография целиком, а какой-то ее фрагмент, чаще всего квадратный. Ненужное обрезается инструментом кадрирования Crop.

Рекомендую сразу проверить, насколько удачно вы выбрали образец. Сначала клавишами [Ctrl] + [А] выделите весь оставленный фрагмент фотоснимка и командой меню Edit / Define Pattern назначьте его образцом. После этого создайте новую картинку, размер которой в несколько раз превысит размер образца. Дважды щелкнув мышкой по кнопке инструмента Paint Bucket, откройте его свойства. В открывшейся палитре Options в списке Contents выберите Pattern. Залейте новую картинку с использованием образца и посмотрите, насколько хорошо подходит для этого оставленный фрагмент фотографии. Возможно, придется его вырезать заново.

На стыки особого внимания не обращайте, сейчас мы их уберем. Чтобы продемонстрировать технику создания правильных стыков, я выбрал в качестве образца кусок фотографии с пчелиными сотами. Размер оставленного фрагмента - 240 х 257 пикселов.

Чтобы подкорректировать стыки, их необходимо увидеть. Как можно соединить верхний край картинки с нижним, а правый с левым? Нет, использовать для этого картинку, на которой тестировали образец, не надо. Ничего хорошего не получится. Есть другой метод.

В меню Filter / Other найдите команду Offset (смещение). Почему-то пользуются ею очень редко, но в нашем случае она подходит просто идеально. В окне параметров смещения задайте сдвиг по горизонтали и по вертикали, равный соответственно половине ширины и высоты картинки-образца. Включите режим Wrap Around. Он означает, что освободившаяся при сдвиге часть картинки не останется пустой, а будет заполнена вытиснутыми за пределы окна частями изображения. Улавливаете? Команда Offset "вывернет" образец как раз так, как нам надо для исправления стыков.

http://www.woweb.ru/i2/77_1.jpg

На первой иллюстрации вы видите, что при этом получилось с моими сотами. Стрелками я показал те места, где предстоит исправлять стыки. Выглядят они, особенно при двукратном увеличении, просто ужасно. Это из-за того, что для примера я выбрал очень контрастную фотографию с отчетливым, но неправильным геометрическим рисунком. Не советую применять подобные подложки, лучше использовать более аморфные картинки с приглушенными тонами.

Какими средствами, ухищрениями и ценой каких усилий вы будете править места стыков - дело ваше. Я на практике проверил, что одним из наиболее удобных для этого инструментов является штамп (Rubber Stamp, вызывается клавишами [Ctrl] + [S]). Надо установить плотность Opacity в пределах 50 - 75%, выбрать небольшую кисть с мягкими краями, по диаметру не превышающую те элементы, которые предстоит перерисовать, и работать короткими мазками.

Впрочем, этот прием годится для фотографий, но в случае строгого геометрически правильного рисунка придется пользоваться другими инструментами, так как штамп немного размывает картинку. Возможно, стоит прибегнуть к кисти или карандашу, переключаясь с них на пипетку, чтобы взять очередной тон, и обратно клавишей [Alt]. Тоже довольно удобная техника ретуши. Главное, не спешите пользоваться 100-процентной плотностью, пусть ваши мазки накладываются на картинку мягче.

http://www.woweb.ru/i2/77_2.jpg

Исправив места стыков, снова вызовите команду Offset и поставьте перед величинами сдвига, введенными в прошлый раз, знак минус. Перемещение в отрицательную сторону при включенном режиме Wrap Around восстановит исходную картинку-образец. Естественно, восстановит не в том смысле, что пропадут внесенные исправления.

Возможно, что, исправляя стыки, вы ненароком где-то подпортили середину картинки. Если это случилось, снова возьмите в руку инструменты рисования - штамп, карандаш, кисть или чем вы там еще пользовались - и внесите последние штрихи в картинку. Собственно, образец для заливки готов.

Обязательно надо проверить его в действии. Как это сделать, я уже говорил вначале. Если где-то заметите огрехи, повторите манипуляции со сдвигом еще раз. Имейте в виду, что если картинку приходится править раз за разом и она никак не получается, не метод виноват - надо выбирать для подложки более простые узоры или фотоснимки.

Прием проверенный и удобный, так что, если вам придется часто работать с подложками, вы, несомненно, его по достоинству оцените.