Постоянный адрес статьи здесь.

Чуток о ритме и глубине резкости при съемке натюрморта...

Сегодня утром у нас с другом из Владивостока rodion_yangirov разгорелась дискуссия вокруг его натюрморта. На меня "нашел стих" и я за пять минут "сообразила" вот такой пример...
Речь шла о том сколько резкости и в каком месте композиции хотелось бы видеть, как творчески использовать слабости той техники, которой снимаешь, и чуток о ритме, раз уж натюрморт построен из изначально ритмичных предметов...
Так как оптики с диафрагмой 1,8 - 2,0 у меня сейчас нет, то я использовала макрообъектив с минимальной дыркой 5,6, но предметы подобрала сопоставимые по масштабу, как если бы снимала штатником и на открытой диафрагме, как это сделал Родион.

Как снято:

http://i356.photobucket.com/albums/oo7/nazard-dragon/shugar-04.jpg

Схема самая простая: на пол брошен лист бумаги, на нем выложены предметы, свет верхне-боковой от окна, рассеянный (утро), в качестве отражателя используется лист-фон...

Почему:

свет выбран именно такой - белые предметы на белом фоне, со сложной бликующей фактурой (кристаллики сахара) - поэтому рассеянный, с интересной геометрией, которую хотелось бы выявить при помощи бокового света...
Я могла бы поднять всю композицию выше, к окну, чтоб получить большее количество света (оптика у меня довольно "слепая"), но не сделала этого по двум причинам: первая - свет стал бы жестче, вторая - хотелось показать как творчески обыграть технические слабости (из-за малого количества света мне пришлось работать с чувствительностью в 800 ISO, т.е. я заранее знала, что моя картинка будет довольно "шумной", не спасет даже то, что и фон, и предметы белые)...

предметы: кусочки рафинированного сахара и банка, выбраны были такие за их форму (она антагонистична), фактуру - в чем-то она схожа, из-за количества  и масштаба, об этом я уже упоминала.

Вариант 1:

(если честно, то он нравится мне больше, чем все последующие, хотя не лишен недостатков)

http://i356.photobucket.com/albums/oo7/nazard-dragon/shugar-01.jpg

Композиция построена по диагонали (сама четкая прямоугольная геометрия сахара предпологает такие простые, линейные построения), округлая горловина банки чуть смягчает общее линейное решение, но не бросается в глаза, т.к. на заднем плане, не в фокусе, усечена настолько, что как окружность практически не читается, но в тоже время она не является в композиции чужеродным элементом - ее линия, поддержана линией предыдущего плана (третьего) из кусочков сахара...

Сюжетный центр расположен в районе двух точек золотого сечения, выделен фокусом и выбивающимися из общего ритма ритмическими элементами (т.е. он акцентирован) - это три кусочка сахара, один из которых, как-будто собирается "вывалится" :))) из своей "рафинированной компании" :)))

"Шум" в своей картинке я усилила и подняла контраст и насыщенность - это не только подчеркнуло фактуру сахара, скрыло недостаток света, но вся фотография стала как-будто кристаллической, мерцающей, теплой, хоть сразу в чай:)))

Вариант 2:

http://s13.radikal.ru/i186/1002/d0/2bfbef232988.jpg

Другое решение натюрморта. Здесь резкоизображаемого пространства еще меньще, чем в первом варианте. Композиция диагональная, но уже не такая прямолинейная, как в предыдущем снимке. Диагональ организована в виде мягкой синусоиды - такое решение диктует появившаяся в кадре половина окружности банки для сахара... Линии как бы перетекают одна в другую. Изменилась точка съемки, теперь "вываливающийся" из ритмического ряда сахарок своей верхней гранью не сливается с массой за ним, он виден и акцентирован лучше.
Недостатком этого натюрморта является пустое и светлое место в правой нижней части кадра. Исправить дело можно было бы при съемке (самое лучшее) - например, рассыпать в этом месте чуть-чуть сахарного песку, или просто приподнять край листа, чтоб изменить угол отражения света и притемнить эту часть фона, в крайнем случае, после съемки можно закрасить это место в фотошопе. Я сделала последнее.

http://s001.radikal.ru/i193/1002/7f/b1ec8876664f.jpg

Результат "манипуляций"...

Вариант 3:

http://i356.photobucket.com/albums/oo7/nazard-dragon/shugar-03.jpg

В последнем варианте композиции я постаралась сохранить "сильную находку" - тональный акцент на выступающем крае перевернутого кусочка сахара, мягкость и плавность "синусоидальной" диагонали, но постаралась уйти от недостатков предыдущей композиции - некоторой рыхлости (эта более плотно закомпонована, окружность банки урезана и смещена к левой "смысловой" для европейцев части кадра), убрала пересвет с фона, приподняв левый край листа...