Постоянный адрес статьи здесь.
Чуток о ритме и глубине резкости при съемке натюрморта...
Сегодня утром у нас с другом из Владивостока rodion_yangirov разгорелась дискуссия вокруг его натюрморта. На меня "нашел стих" и я за пять минут "сообразила" вот такой пример...
Речь шла о том сколько резкости и в каком месте композиции хотелось бы видеть, как творчески использовать слабости той техники, которой снимаешь, и чуток о ритме, раз уж натюрморт построен из изначально ритмичных предметов...
Так как оптики с диафрагмой 1,8 - 2,0 у меня сейчас нет, то я использовала макрообъектив с минимальной дыркой 5,6, но предметы подобрала сопоставимые по масштабу, как если бы снимала штатником и на открытой диафрагме, как это сделал Родион.
Как снято:
Схема самая простая: на пол брошен лист бумаги, на нем выложены предметы, свет верхне-боковой от окна, рассеянный (утро), в качестве отражателя используется лист-фон...
Почему:
свет выбран именно такой - белые предметы на белом фоне, со сложной бликующей фактурой (кристаллики сахара) - поэтому рассеянный, с интересной геометрией, которую хотелось бы выявить при помощи бокового света...
Я могла бы поднять всю композицию выше, к окну, чтоб получить большее количество света (оптика у меня довольно "слепая"), но не сделала этого по двум причинам: первая - свет стал бы жестче, вторая - хотелось показать как творчески обыграть технические слабости (из-за малого количества света мне пришлось работать с чувствительностью в 800 ISO, т.е. я заранее знала, что моя картинка будет довольно "шумной", не спасет даже то, что и фон, и предметы белые)...
предметы: кусочки рафинированного сахара и банка, выбраны были такие за их форму (она антагонистична), фактуру - в чем-то она схожа, из-за количества и масштаба, об этом я уже упоминала.
Вариант 1:
(если честно, то он нравится мне больше, чем все последующие, хотя не лишен недостатков)
Композиция построена по диагонали (сама четкая прямоугольная геометрия сахара предпологает такие простые, линейные построения), округлая горловина банки чуть смягчает общее линейное решение, но не бросается в глаза, т.к. на заднем плане, не в фокусе, усечена настолько, что как окружность практически не читается, но в тоже время она не является в композиции чужеродным элементом - ее линия, поддержана линией предыдущего плана (третьего) из кусочков сахара...
Сюжетный центр расположен в районе двух точек золотого сечения, выделен фокусом и выбивающимися из общего ритма ритмическими элементами (т.е. он акцентирован) - это три кусочка сахара, один из которых, как-будто собирается "вывалится" )) из своей "рафинированной компании" ))
"Шум" в своей картинке я усилила и подняла контраст и насыщенность - это не только подчеркнуло фактуру сахара, скрыло недостаток света, но вся фотография стала как-будто кристаллической, мерцающей, теплой, хоть сразу в чай:)))
Вариант 2:
Другое решение натюрморта. Здесь резкоизображаемого пространства еще меньще, чем в первом варианте. Композиция диагональная, но уже не такая прямолинейная, как в предыдущем снимке. Диагональ организована в виде мягкой синусоиды - такое решение диктует появившаяся в кадре половина окружности банки для сахара... Линии как бы перетекают одна в другую. Изменилась точка съемки, теперь "вываливающийся" из ритмического ряда сахарок своей верхней гранью не сливается с массой за ним, он виден и акцентирован лучше.
Недостатком этого натюрморта является пустое и светлое место в правой нижней части кадра. Исправить дело можно было бы при съемке (самое лучшее) - например, рассыпать в этом месте чуть-чуть сахарного песку, или просто приподнять край листа, чтоб изменить угол отражения света и притемнить эту часть фона, в крайнем случае, после съемки можно закрасить это место в фотошопе. Я сделала последнее.
Результат "манипуляций"...
Вариант 3:
В последнем варианте композиции я постаралась сохранить "сильную находку" - тональный акцент на выступающем крае перевернутого кусочка сахара, мягкость и плавность "синусоидальной" диагонали, но постаралась уйти от недостатков предыдущей композиции - некоторой рыхлости (эта более плотно закомпонована, окружность банки урезана и смещена к левой "смысловой" для европейцев части кадра), убрала пересвет с фона, приподняв левый край листа...