Коллаж как искусство
* Предупреждение!
В тексте статьи содержится критические замечания, которые могут смутить покой и быть неоднозначно воспринятыми лицами, не умеющими или не желающими сколь-либо критично относиться к собственному творчеству. Если вы болезненно относитесь к высказываниям типа: «Ой, мне не очень нравится…», тогда это статья тем более не для вас – так как я использую более хлесткие высказывания.
Короче: будет больно. И только для некоторых полезно.
Посвящается всем тем, кто не боится труда и имеет желание самосовершенствоваться.
Поводом для написания этой статьи стали многочисленные работы, которые на разных конкурсах гордо именуются коллажами, и на которые невозможно смотреть без слез. Так что, эта статья – крик моей души.
Я говорю об изображениях, сляпанных из нескольких картинок методом простого наложения (тут могут быть варианты по прозрачности и режимам смешивания, выдаваемые за художественные приемы). В таких «коллажах» не учитывается ни перспектива, ни свет, ни стиль исходных изображений, ни их качество, ни элементарная логика. Часто такие работы украшают надписями, чтобы зритель не ошибся, как же ему следует трактовать смысл сего творения. Со смыслом в таких работах все неоднозначно – без надписи никак не разобрать, либо картинка может служить «иллюстрацией» практически к чему угодно, либо же практически дословно пытаться воспроизвести некую сентенцию, что тоже не несет в себе никакой художественной ценности. Таких работ в сети – океан и три моря. И в специализированных сообществах эти творения именуются «говноколлажиками».
Примеры из сети:
Собственно, в таких работах авторы изощряются только в одном, как бы влепить одну картинку в свободное пространство другой картинки, при этом попытаться придать этому «шедевру» хоть какое-то подобие смысла, или же этот смысл написать словами (чаще всего с использованием каких-то диких шрифтов)…
Являются ли такие работы коллажами? С технической точки зрения, в самом примитивном своем смысле – да, так как коллаж это составление единого изображения из нескольких разных.
Но имеют ли такие примитивные работы какую-нибудь художественную ценность? Однозначно – нет. Ни художественной, ни технической ценности эти работы не имеют. Создать такой говноколлажик может любой, впервые открывший Фотошоп…
В чем же отличие коллажа, как художественного творения, от такого примитива?
Используя различные изображения любой желающий может создать любую самую фантастическую реальность и воссоздать ее с фотографической реалистичностью, или живописной реалистичностью, или графичной (это уж какую стилизацию он для своей идеи выберет, хотя основа все равно будет фотографической).
Примеры из сети:
Такие работы представляются на выставках, используются в рекламе и кинематографе, за них платят деньги. И, на сегодняшний день, можно говорить, что эти коллажи стали отдельным видом изобразительного искусства – так называемым ФотоАртом. (Если кто не знает, то даже фотографию в течение ста лет не соглашались выделять в отдельный вид искусства, доказывая, что это просто технический прием и вспомогательное средство для других видов искусств).
Предлагаю вам на примере рассмотреть, как сделать интересный коллаж, который можно назвать фотоартом. В процессе я остановлюсь только на основных этапах и тонкостях, все остальные приемы подготовки изображений, как то: цветокоррекция, создание и настройка кистей и т.п., вы сможете изучить самостоятельно, благо таких уроков в сети масса.
В общих чертах процесс выглядит таким образом:
Идея.
Так как настроение у меня драматическое и несколько пафосное, то мне хочется изобразить что-то на тему внезапной и трагической разлуки, крушения, разрыва. Хочется чего-то шокирующего и привлекающего внимания.
Образ.
Разлука предполагает как минимум пару. Пару людей. Влюбленных. Скорее даже молодоженов – так как свадьба это пик романтического переживания счастья влюбленности. Значит, в моем коллаже будут двое – жених и невеста. Для усиления образа и драматизма они должны быть связаны. Брак – кольца (ничего оригинального, хотя и можно было бы). Итак, в коллаже будет пара, связанная кольцами. Связанная, опоясанная, что-то такое. Позже я нарисую черновой набросок композиции, чтобы более конкретно представить себе какие именно изображения мне потребуются для работы. Пока же фантазирую дальше.
Разлука, какое-то трагическое обстоятельство, а они связаны и не могут убежать… Уж не знаю почему, но сразу вспоминается «Титаник» Камерона (это символ того, что и у меня мозги заштампованы продуктом массовой культуры)… Так вот к размышлениям: они связаны, не могут убежать, а на них надвигается огромный корабль! (Ага, то, что надо, чтобы привлечь и шокировать зрителя). Пусть не «Титаник», а какой-нибудь авианосец (как в мультике про капитана Врунгеля) или ледокол. И чтобы неприменно носом корабль вспарывал землю, лед, что-то такое, под ногами у несчастной окольцованной пары.
Теперь я делаю простенький карандашный набросок всей композиции:
Подбор изображений.
Первое, с чего нужно начать, это определить какой размер конечного изображения вам нужен, т.е. как финальное изображение можно будет использовать. Если оно предназначено для интернета, то делать его больше 1024 пикселов по длинной стороне не имеет особого смысла, только лишний труд. Если коллаж предназначен для печати, то требования здесь значительно выше – надо узнать размер при печати и рассчитать физический размер (в пикселах) с разрешением 300 точек на дюйм, а иногда и выше (зависит от типа печати). Для такого коллажа придется искать исходники с хорошим разрешением и большого размера.
Так как мой коллаж не предназначен для печати, и больше 800-900 пикселов по длинной стороне я его делать не буду, то требования к картинкам, которые я буду использовать у меня невысокие.
Вот, что я отобрала в качестве основных исходников:
Это далеко не все картинки, которые я буду использовать. Просто я еще не знаю точно, что мне может понадобиться в процессе.
Фигуру невесты я собираюсь собрать из трех фотографий. Ее платье будет собираться отдельно.
Больше всего работы потребует фигура жениха. Так как найти фото жениха в нужной мне позе нереально (разве что снять специально, но такой возможности я сейчас не имею), то я подобрала похожие по позе фотографии серфингистов (именно их еще и потому, что на них практически нет ненужной мне одежды, либо же спортивная одежда их облегает. Одежду жениху я буду одевать отдельно. Все эти фотографии мужчин в костюмах выбраны мной из-за материи, складок, галстуков, бортов, брюк. Туфли я подобрала снятые в примерно подходящем для моей композиции ракурсе, хотя их придется еще подвергать перспективному искажению.
Монтаж сцены.
1. Обработка и подготовка исходников.
Первое изображение, с которого я начинаю работу, это фото ледокола. От него и его размеров будет зависеть размер моей финальной работы, поэтому исходник я подобрала большого размера, чтобы в процессе монтажа всей сцены, корабль можно было масштабировать без потери качества. Короче говоря – это та «печка», от которой я буду плясать.
Прежде всего, я вырезаю нужный мне объект из фона. Внимание! Вырезать любой объект, либо его часть необходимо только с помощью Пера! При этом делать это нужно максимально тщательно (особенно, если имеете дело с тканью) и точно. Контур необходимо прокладывать точно по границе, либо же чуть меньше, но ни в коем случае не больше, оставляя краевые пикселы.
Для своей композиции я искала корабль, снятый снизу, чтобы он примерно соответствовал той перспективе, относительно которой я буду строить свою композицию.
У исходника моего корабля имеется ряд существенных недостатков: растяжки канатов – ведь корабль стоит на приколе, а не плывет, как задумано в моей картинке. По правому борту есть надписи: название корабля и числа на носу, мне это не подходит, так как при монтаже сцены я собираюсь корабль отзеркалить (и надписи тут же покажут мое зеркало). Еще мне мешают яркие блики солнечного света и падающие тени от канатов и объектов на берегу.
Вооружившись Пером я вырезаю корабль из фона, оставив только кусочек неба (оно мне подходит, и тени от корабля на льду (она мне пригодится, в крайнем случае я ее перекрою льдинами и фигурами переднего плана). Хочу обратить внимание, что при вырезании иногда не видно реальных границ вырезаемого объекта, так как их перекрывают ненужные элементы, в моем случае это канаты, которые закрывают мне части корабельного борта, в таком случае их приходится додумывать, ориентируясь на похожие открытые взгляду элементы изображения, а в процессе ретуши, такие элементы нужно закрасить подходящим образом. После вырезания, я начинаю очищать корабль от ненужных мне элементов с помощью Штампа, заплаток (не путать с инструментом Заплатка) из разных фрагментов изображения, Ластика (им я снимаю часть ненужной фактуры и смягчаю края накладываемого заплаткой изображения), все это я использую комбинировано, с разными режимами прозрачности, мягкости и жесткости краев, заплатки не боюсь гнуть и масштабировать, не забывая подгонять используемые фрагменты по цвету и контрасту.
Маленький нюанс. При зарисовке элементов по краям изображения очень удобно, чтобы не вылазить за границы изображения, пользоваться не включенной маской, а режимом защиты чистого пространства. Включив его на панели управления слоями, можно безболезненно рисовать поверх штампом, как сейчас, или кистью (когда я буду рисовать свет).
После корабля мне показалось логичным заняться моими персонажами. Так как я несколько ленива, то не взялась сразу за жениха (с ним предстоит ой-ёй сколько работы!), а предпочла собрать невесту.
Практически сразу я обнаружила, что те несколько картинок, которые я выбирала ради головы, мне не подходят, так как не стыкуются с телом. Конечно, мне бы хотелось, чтобы поворот головы невесты в сторону корабля был большим, но опыты показали, что естественным будет обычный профиль. Поэтому я по-быстрому нашла новую картинку.
Вырезала ее, с помощью Пластики поменяла мимику на удивленную – приоткрыла ей рот, приопустив нижнюю челюсть, приподняла бровь и открыла шире глаз. Так как пластика дает смазанный результат, то твердой кистью малого диаметра (1-3 пиксела) подрисовала границы нижней губы, ресницы, подвела глаз, добавила блики на глаз, чтобы потом он не выглядел черным провалом…
Занялась телом.
Вырезала туловище с платьем. С помощью заплаток закрыла перекрывающую корсаж кисть руки. Чуть добавила резкости деталям корсажа, кое-где подрисовала их маленькой твердой кистью. Чуть изменила положение пальцев левой руки, которую я решила использовать в композиции. С помощью Пластики изменила позу тела – моя невеста будет стаять на вспарываемом ледоколом льду, т.е. неустойчиво, ей придется запрокинуть голову на надвигающуюся на нее громаду – значит, она должна чуть откинуть корпус назад, равновесие держать на левой ноге, а правую чуть отставить, характер складок на юбке при этом изменится…
К видоизмененному телу я пристыковую голову. В данном случае пришлось корректировать толщину шеи. После чего свожу оба фрагмента с помощью Кривых по контрасту и цвету. И маленькой твердой кистью подрисовую переднюю границу шеи, так как она потеряла четкость и форму во время правки.
Чтобы быть уверенной в четкости получившегося контура, навожу его границу с помощью Пера, а потом, преобразовав Путь в выделенную область, отсекаю возможные погрешности нанесенных кистью мазков.
Чтобы проверить правильность положения тела, делаю первую примерку композиции…